Гид по театральному фестивалю «Радуга – 2018»

Каждый год, под занавес театрального сезона, ТЮЗ им. Брянцева радует зрителей масштабным театральным праздником. В прошлом сезоне особенный резонанс вызвали спектакли Оливье Пи, Кирилла Серебренникова, Тимофея Кулябина и Даниэля Финци Паска. Но даже беглого взгляда на программу «Радуги – 2018» хватит, чтобы понять, что поводов ждать неделю с 29 мая по 4 июня  – как минимум не меньше.


Как и в прошлом году, на открытии нас ждет спектакль из Франции. Ришар Мартэн привезет «Память и море» (29 мая) по текстам Лео Ферре. Режиссера Интернационального театра им. Турски (г. Марсель) заинтересовала личность французского поэта и композитора. Лео Ферре в своем творчестве прославлял анархизм, чем, конечно, вызывал недовольство многих государственных деятелей. Так что фестиваль откроется спектаклем на тему конфликта художника и власти, что, к сожалению, очень актуально в нашей стране.

Французы на «Радуге» будут представлены двумя театрами: кроме гостей из Марселя нас ожидает спектакль Национального театра Ниццы. Интересно, что национальный французский театр представлен работой английского режиссера, да еще по пьесе Шекспира. Речь идет о спектакле «Буря!» (31 мая) в постановке Ирины Брук – дочери легендарного Питера Брука. Пьеса Шекспира уложена режиссером всего в 70 минут сценического времени, так что нас точно ждет не классическая постановка. Кроме спектакля Ирина Брук также проведет мастер-класс.

Европейский театр на фестивале будет представлен не только Францией. Нас ждет встреча с венграми, поляками, итальянцами и литовцами. Гости с Апеннинского полуострова несколько дней будут давать мастер-класс по комедии дель арте, а затем на практике продемонстрируют свою технику в спектакле «Жители Арлекинии» (2 июня). Венгры покажут свою версию «Записок сумасшедшего» (30 мая)  – любопытный взгляд на русскую классику от режиссера Виктора Бодо. Бодо уже не в первый раз обращается к российской литературе: в 2016 году в Гамбурге вышла его версия гоголевских игроков, в которой действие перенесено в 1950-е, а актеры существуют на грани драмы и цирка. Так что и от «Записок…» мы вправе ждать чего-то экстраординарного.

Литовская режиссура представлена в афише работами Габриэлы Туминайте и Оскара Коршуноваса. Туминайте везет из Вильнюса спектакль по книге Паулины Пуките «Горемыка и благодетель» (2 июня). Это осовремененная версия «Униженных и оскорбленных». В монологах актеров – бытовые истории, достаточно болезненные для того, чтобы пробудить в зрителях сочувствие. Однако актеры Литовского государственного Малого театра каждую сцену делают смешной, иронизируя над своими персонажами. Парадоксальным образом серьезная и печальная книга оказывается убедительно сыграна комедийными приемами.

Оскар Коршуновас – это тот случай, когда иностранный гость не нуждается в представлении российской публике. На этот раз мы увидим спектакль, который он сделал не на родине, а в Польше. Но нас вновь ждет Шекспир – теперь это «Мера за меру» (30 мая). Судя по режиссерскому методу Коршуноваса, пьеса станет конвой для актерских этюдов, тем более что материал дает для этого все основания.

Нашлось в программе место и восточному театру. Национальный театр Китая для детей покажет постановку «Путешествие на запад» (31 мая) по одноименному роману. Режиссер из Румынии Калин Мокану адаптировал традиционный спектакль китайского театра так, чтобы он был понятен европейскому зрителю. При этом техника игры восточных артистов, специфические приемы и способ актерского существования позволяют постановке передать самобытность китайской театральной культуры.

Русские театры представлены не менее внушительным составом. Здесь и Ярославский театр им. Волкова, и Псковский им. Пушкина, а еще Красноярск, Краснодар, Могилев, Санкт-Петербург…

Моноспектакли на этом фестивале вообще довольно популярны. Из Ярославля Елизавета Бондарь – молодой, но уже опытный режиссер, везет нам свою моно-версию пьесы Натальи Милантьевой «Пилорама плюс» (30 мая, ТЮЗ). Виталий Даушев час с небольшим держит внимание публики за счет истории любви, переживаний и последующего сумасшествия. Постановку стоит посмотреть хотя бы потому, что это – тот случай, когда читка пьесы на фестивале «Любимовка» выросла в самостоятельную работу.

Для любителей классики на фестивале тоже найдется что посмотреть – из Краснодара к нам едет очередная версия «Грозы» (3 июня, ТЮЗ). Кстати, прошлый фестиваль тоже не обошелся без самой знаменитой пьесы Островского. Спектакль совсем недавно показывали в Москве в рамках «Золотой маски», на которую постановка была номинирована в шести разных категориях. Если организаторам удастся привезти в Петербург все декорации, то мы увидим очень любопытную работу сценографа Анастасии Васильевой. Она придумала пространство, заполненное водой, где персонажам приходиться передвигаться в основном на лодках или по хлипким деревянным мосткам. Режиссер Данила Безносов иронизирует над хрестоматийными образами, и в этой иронии находит новую суть трагедии.

Тему маленького человека продолжает  «Каштанка» (1 июня) Псковского театра им. Пушкина – режиссерский дебют актрисы Юлии Пересильд. Обладательница нескольких «Золотых орлов» поставила спектакль про трудную судьбу актрисы, спроецировав на чеховский сюжет сложную судьбу начинающих артистов. Дополнительный объем возникает благодаря тому, что играют «Каштанку» самые молодые актеры псковской труппы, а потому герои близки им лично.

Начинающие артисты стали важной частью программы «Радуги – 2018». Им выделен отдельный блок «Студенты! Студенты! Студенты», в рамках которого мы увидим учеников Словацкой академии музыки и исполнительских искусств и Петербургского РГИСИ. Из Братиславы к нам везут инсценировку фильма Барда Брейена «Искусство негативного мышления» (1 июня), а наши студенты курса С.Д. Бызгу ответят сценической версией повести Джона Стейнбека «О мышах и людях» (2 июня).

Из Красноярска приедет спектакль Олега Рыбкина «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» (1 июня). Второстепенные персонажи шекспировского «Гамлета» попадают в мир безумцев, где каждый так и норовит уничтожить ближнего своего. Для петербургского зрителя здесь особый интерес – пьеса Тома Стоппарда идет на малой сцене ТЮЗа им. Брянцева в постановке Дмитрия Волкострелова. Сравнить очень любопытно – в Красноярске жанр спектакля обозначен как трагикомедия: в ослепительной световой партитуре по сцене разливаются потоки бутафорской крови, роль Клавдия исполняет актер-великан, а зрителей то и дело заставляют менять свое местоположение. В Петербургской же версии пьеса Стоппарда – это вдумчивый и неспешный разговор о бытии. Невольный диалог с постановочным методом Волкострелова возникнет и на материале спектакля из Могилева – к нам везут «Июль» (3 июня) И. Вырыпаева в режиссуре Саулюса Варнаса.

Закрывать фестиваль будет Петербургский спектакль. В ТЮЗе им. Брянцева Уланбек Баялиев поставил «Зимнюю сказку» Шекспира. В прошлом году режиссер уже участвовал на «Радуге» с «Грозой», которую сделал в московском театре им. Евгения Вахтангова. С Островским Баялиев сработал очень свободно, внедрив в действие персонажа-кота, который в финале уносит Катерину в Волгу. «The Winter’s Tale. Зимняя сказка» (4 июня) спектакль совсем свежий, премьера прошла только 11 апреля, так что эта постановка – очередная интрига фестиваля.

Программа более чем насыщенная, а главное – дающая срез театральной жизни России и Европы. Да, конечно, по-настоящему мировых величин на этом фестивале нет (хотя наличие Анатолия Васильева говорит об уровне программы этого года), но в современной ситуации «Радуга» становится глотком свежего воздуха для петербургского зрителя. Театр северной столицы вынужден вариться в собственном соку, и только два раза в год, во время «Балтийского дома» и «Радуги» есть возможность взглянуть на соседей. Так будем же ей пользоваться, пока еще есть такая возможность, тем более, что многие спектакли будут показаны два раза в день.

Антон Алексеев // Петербургский Театрал, май 2018 №4 (12)