Бег по поверхности

Молодежный театр Краснодарского творческого объединения «Премьера»
Александр Островский
«ГРОЗА»
Режиссер – Даниил Безносов

Текст Антона Алексеева

В последнее время «Гроза» стала самой популярной пьесой на российской сцене. Текст Островского уже, кажется, не может восприниматься, как что-то услышанное в первый раз. Даниил Безносов с первой сцены пытается убедить зрителя в обратном – мол нет, не знаете вы этой пьесы, у нас все по-другому. Вот и вода разлита по всей сцене, и зрители сидят вокруг этого озера, и костюмы с музыкой напоминают скорее фильмы Шукшина, чем конец XIX века. Однако слишком знакома зрителю эта история, и слишком сложно сложить в единую четкую концепцию то, что нам явил режиссер.

Уже в начале, когда двое городских жителей выходит к небольшому причалу и садится с удочками, под переливы балалайки, ты перемещаешься в русскую деревню XX века. Вместо рыбы из воды на леске они достают бутылочки (вполне советская тоже шутка, правда и сегодня актуальная), а в следующем эпизоде они появятся с кружками из пивной. К ним выходит Кулигин, который в этой системе координат похож на постаревшего учителя школьной физики: потертый пиджак, круглые очки, из под серой кепки торчат остатки седых волос. Когда в таком сером, затертом до дыр мирке появляется Борис, то прямота режиссерской мысли выходит на новый уровень. Борис одет в белые брюки, белую жилетку и пиджак, из кармана вечно достает чистейший платочек и кладет его на всякое место, куда собирается приземлиться. Типичный штамп городского жителя, брезгливо приехавшего в деревню.

Что у Кабановых? Катя здесь, конечно уже «не луч света в темном царстве», она, во-первых и вправду чуть грубовата со свекровью, а во-вторых даже не делает вид, что ей интересен супруг. У Марфы Игнатьевны же главной краской выбрана вполне естсественная, но чрезмерная материнская любовь. Она уж и сопельки у Тихона вытирает, и на коленки себе сажает и готова его кормить с ложечки. Тихон, соответственно, — типичный маменькин сынок, которому страсть как хочется выпить, но совершенно не хочется вставать поперек мамы.

Среди остальных героев особо выделяется Барыня. Её лицо загримированно под ожог, а сама она ходит в красном платье повторяя – «Гореть вам всем в геенне огненной». От её зонтика уже осталось только пара спиц и, кажется, что она и есть громоотвод о котором так мечтает Кулибин. Но Барыня, скорее, наоборот – она притягивает неприятности, точно зная, что никто из персонажей не будет счастлив.

В рамках предлагаемой режиссером эстетики артисты создают себе узнаваемые характерности. Катерина – молодая, задиристая девушка из тех, кто может за себя постоять (от того странным кажется их союз с нарциссом-Борисом), Варя – легкомысленная хохотушка, Дикой – провинциальный зажиточный глава какого-то местного отделения партии власти. Кажется, что режиссер специально забывает о том, как уже ставили «Грозу» и вновь снимает первый слой с пьесы Островского.

По истечении первого часа действия, Катя получает от Варвары ключ от калитки, который прикреплен к длиннющей нитке так, что когда висит на шее достает Катерине до пояса. Она мучается, искренне пытается зашвырнуть злосчастную железку подальше в воду, но ничего не выходит – вода везде по щиколотку. Тут возникает важная интрига – как же, собственно, будет топиться героиня, когда мир не предполагает ничего, кроме бега по поверхности? И уже думаешь – ну вот, все-таки новое прочтение, Катерина не сможет утопиться!

Смогла. Легко и не принужденно в финале героиня усаживается в лодку, которая стала в сценографии местом для любовных утех, и уплывает за одну из четырех стен-занавесов. Лодка, которая стала счастливым местом для Бориса, Кудряша, Вари и Катерины теперь навсегда в этой деревушке будет ассоциироваться со смертью. Когда Кулибин выносит тело героини на деревянный островок в центре импровизированного пруда, все остальные персонажи выстраиваются вокруг, чтобы отдать попросить у девушки прощения. И только страшная Барыня ходит кругом, посмеиваясь – она то точно знала исход. Жаль, что только она.

Антон Алексеев, студент второго курса театроведческого факульткта РГИСИ
Фото Натальи Кореновской