«Мы работали с текстом Стоппарда как с партитурой».

Беседу с режиссером Олегом Рыбкиным ведет Елизавета Ронгинская

— Олег Алексеевич, как вы чувствуете себя в Петербурге?
— Санкт-Петербург – это город, в котором я прожил часть своей жизни. Пять поставленных спектаклей в разных театрах, включая ТЮЗ, Ленсовета и Театр на Васильевском — на 3 года погрузили меня в петербургскую жизнь, и за это время город стал мне родным.

— В ТЮЗе вы поставили два спектакля: «Анатоль» А. Шницлера и «Следующая остановка — Небо» по Д. Хармсу. Многие артисты вспоминают эти спектакли с нежностью. Что для вас ТЮЗ имени А.А. Брянцева?
— В постановке спектакля очень важна встреча с артистами. Более всего в артистах я ценю их личность и дарование. Я очень рад, что артисты ТЮЗа до сих пор помнят нашу совместную работу. Не всегда бывает, что возникает сильная история любви между режиссером и артистами. Проходит время и становится понятно, насколько искренними были те взаимоотношения, которые возникли в момент постановки спектакля. Приехав в ТЮЗ с другим спектаклем и встречаясь с труппой театра, я понял, что для них моя работа была не бессмысленной, и это прекрасно. Я всегда говорил – если ты можешь после того, как поставил спектакль, снова зайти в театр, и в тебя не бросят камнем — значит, работа удалась.

— Участие в Международном фестивале «Радуга» — событие для вас?
— Мы c этим спектаклем ещё не бывали на фестивалях, но приглашение от фестваля приняли с радостью – это большая честь для нас. Кроме того, был еще один сугубо профессиональный интерес. Красноярский драматический театр имени Пушкина обладает на сегодняшний день одним из самых мощных, сложных технологических механизмов. Он реконструирован на основании новейших технологий: световых и звуковых. Нам было интересно привезти сложный технологически спектакль «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» и адаптировать его на другой сцене. Мы используем в спектакле и плунжерные механизмы, и сложные световые решения, поэтому привезли с собой много аппаратуры. Мы начали монтировать спектакль в 9 вечера, закончили в 5 утра, продолжили в 9 утра следующего дня и закончили к 5 вечера. Огромная благодарность всем сотрудникам ТЮЗа им. А. Брянцева за помощь и поддержку, сделавших все, для того, чтобы наш спектакль смог состояться на очень непростой сцене театра!

Когда критики смотрят спектакль на видео в идеальных, домашних условиях, они видят спектакль таким, каким он был придуман. Но каким будет спектакль на другой сцене — неизвестно. Для нас было очень интересно понять, сможем ли мы вывозить эту работу? Может «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» играться на других площадках? Спектакль рассматривает «Золотая маска», и другие фестивалей, поэтому нам было важно понять, получится ли его сыграть на другой сцене, каким он будет, и как его воспримут зрители.

— В ТЮЗе в прошлом сезоне вышла постановка Дмитрия Волкострелова «Розенкранц и Гильденстерн». Вы видели этот спектакль?
— В этом году я являюсь членом жюри «Золотая маска», поэтому спектакль Дмитрия Волкострелова, номинированный на премию, видел. Это совершенно другое произведение, имеющее касательное отношение к переведенной И. Бродским пьесе. Это авторская работа, которая имеет серьезное значение для постдраматического театра, с дописанным текстом. Мы же работали с текстом как с партитурой, сокращая или акцентируя какие-то моменты. Но все-таки мы старались, чтобы произведение, написанное автором Стоппардом, прозвучало. Получилось это или нет, оценят зрители.

— О чем ваш спектакль?
— Два главных героя – молодые люди, оказавшие в непростой ситуации. Их либо обманывают, либо ими манипулируют и включают в политические игры. У героев, казалось бы, есть выбор: принять условия, которые предлагает власть, или с ними бороться. Но по факту выбор отсутствует. В финале звучат прекрасные слова: «В следующий раз будем умнее!» Их произносит герой уже после повешенья. Но жизнь не компьютерная игра, и шанса перезагрузиться нет. Одна из важных тем нашего спектакля- об ответственности и иллюзорности выбора.

Беседовала Елизавета Ронгинская