Вопросы для Человека

Российский государственный институт сценических искусств, курс С.Д. Бызгу
Дж. Стейнбек
«О МЫШАХ И ЛЮДЯХ»
Режиссер – Сергей Бызгу

Текст Антона Алексеева

«О мышах и людях» курса С.Д. Бызгу – самый поздний их спектакль на большой сцене. И, пожалуй, самый неожиданный. Этот курс, что в жизни, что на сцене, славится энергетикой, драйвом и юмором, а тут вдруг драма, да ещё и с явным прицелом в трагедию. Повесть Дж. Стейнбека еще в 1939 году стала сценарием для оскароносного фильма, прежде всего благодаря актуальным и тогда, и сейчас темам равенства людей. Например, девушка, в мире этого произведения – что-то вроде вещи, не говоря уже о темнокожих. Главный герой повести – Ленни Малыш, человек с особенностями умственного развития. В теле здорового парня, по сути, существует маленький мальчик, не умеющий жить самостоятельно. В спектакле «Учебного театра» эту роль играет Амин Хуратов. Артисту удается ходить по краю бездны, которая сделала бы его персонажа карикатурой. Он нашёл взгляд, всегда чуть приподнятый над головой партнера, манеру речи, с обрывистыми предложениями, которые редко связываются в длинную мысль и медлительными движениями.

Действие происходит в Америке во времена Великой депрессии, где уже множество фермерских хозяйств, но еще нет приличной правовой системы, которая позволила бы рабочим сопротивляться хозяйскому произволу. В сценографии этот мир выражен кубами из сена, которые становятся и землей и стенами, деревянным забором и небольшим водоемом, который наливают перед сценой Учебного театра. Казалось бы – вполне бытовой реализм, если бы позади не было задника, в отверстии которого появлялись уже вовсе не бытовые люди в заячих костюмах, мертвая уже мама Ленни, и свет, к которому он уходит в финале спектакля.

Ленни Малыш вместе с опекающим его товарищем Джорджем Милтоном (Егор Шмыга) путешествует между фермами в поисках быстрого заработка. В начале спектакля они сбегают с очередной подобной площадки из-за того, что Ленни слишком сильно зажал в руках платье на хозяйке – ему всего лишь понравился цвет. Придя на новое место, они вновь увидели опасность – жена Кудряша — сына хозяина фермы, ходит в похожем, да еще проявляет внимание к каждому мужчине, что появляется в поле зрения. Она всего лишь хочет с кем-то поболтать, ведь её держат, словно птичку в золотой клетке.

Действие в спектакле развивается неторопливо, с множеством комических моментов – особенно когда Джордж пытается что-то объяснить своему товарищу. Нам показывают эпизод из Ленниного детства, когда мама также пытается что-то донести до сына. А Джордж с Ленни наивно мечтают о том, что заработают и откроют собственную ферму. На это даже клюют еще несколько товарищей

по работе и вот уже все они находятся во сне, где верят, что безумный труд скоро закончится. В финале становится ясно, что усыпляют нас специально – чтобы в финале разом уничтожить и нашу веру в счастье, и веру в людей. Ленни сначала случайно убивает котенка, которого хотел погладить, а затем жена Кудряша оказалась с ним наедине, что привело и её гибели. И вроде бы не ясно, кто виноват – Ленни, который снова просто хотел ласки, девушка, которая скучает без общества, или само общество, которое не готово к встрече со странными людьми?

Но если смерть этой девушке это случайность, которая позволяет говорить о драме, то в финале мы наблюдаем уже трагедию. Когда Джордж узнает, что его товарищ, которого он абсолютно искренне любил, совершил очередную ошибку, он умоляет остальных – не убивайте Ленни. Ясно при этом, что другого варианта быть не может. Джордж убегает на поиски в первых рядах, и раньше остальных находит друга. Он уговаривает его остановиться, вновь помечтать о светлом будущем, глядя на звезды. Пока Ленни отвлекся, Джордж уже достает пистолет и выстреливает ему в спину. Ему не оставили выбора, а следить за казнью товарища уже просто невыносимо. Из-за задника вновь появляется мама Ленни с мягкими зайцами, которых так приятно гладить. Ленни идет к ней, к своему счастью, которое, очевидно, возможно, для такого человека, только после смерти. Итог – две смерти, множество разрушенных жизней и никто не виноват. Даже в XXI веке невозможно ответить на вопросы, которые Стейнбек поставил в 1937 году. Но ведь и размышлять об этом – уже шаг к победе.

Антон Алексеев, студент второго курса театроведческого факультета РГИСИ
Фото Натальи Кореновской