Люди якобы второго сорта

Интернет-журнал Музкуб, 6 июня 2018 года.
Рецензия Марины Константиновой на спектакль государственного Малого театра Вильнюса «Горемыка и Благодетель»

Театральный фестиваль «Радуга» давно завоевал любовь и признание как в профессиональной среде, так и среди поклонников драматического искусства. В нынешнем году уже в девятнадцатый раз он собрал под своим крылом мастеров своего дела. Яркие, самобытные и неоднозначные спектакли стали привычным явлением для этого проекта. 2 июня на сцене Театра Юного Зрителя им. А.А. Брянцева все желающие смогли вынести свой вердикт постановке «Горемыка и благодетель» (Государственный Малый театр Вильнюса, режиссер – Габриэле Туминайте).

Спектакль идет на литовском языке – и это не прихоть создателей, а важная составляющая. В основе сюжета постановки лежат трагические истории эмигрантов из Литвы, волею судеб оказавшихся в Великобритании. Не от хорошей жизни, видит Бог, покинули они родные края, но в сытом и чопорном Соединенном Королевстве для них не нашлось места под солнцем. Социально уязвимые и незащищенные, эти люди становятся маргиналами, «униженными и оскорбленными» практически по Достоевскому.

Вереница эмигрантских судеб проходит перед зрителями – и надо же, одна печальнее другой. Кого-то обвиняют в краже, а кому-то светит тюремное заключение за убийство. И эти люди невиновны, невиновны, они готовы объяснить это. Но кто же знает в Лондоне литовский язык? Да и что это за страна такая – Литва? Что заставляет людей бежать за границу из этого крохотного государства? Почему оно не в состоянии обеспечить достойную жизнь своим гражданам? Все эти убийственно язвительные вопросы звучат со стороны представителей британских государственных органов. О да, они-то знают толк в порядках и правилах, они всех этих жалких людишек поставят на место.

Великобритания в данном спектакле предстает нарочито и даже карикатурно великой страной. Мощная сверхдержава, которая готова проглотить несчастных эмигрантов и не поморщиться. Британцы гордятся культурой и языком, требуя того же от всех остальных. В отдельные моменты спектакль вызывает ассоциации с нашумевшим фильмом Ларса фон Триера «Танцующая в темноте»: та же тема вопиющей несправедливости, такие же мюзикловые ходы, разве что смертных приговоров здесь не выносят. Но при этом публика своими глазами видит, как государство убивает своим безразличием к эмигрантам. Полиция не приедет, пока вы четко не продиктуете по буквам фамилию избитого до полусмерти мужа. Ах, эти непроизносимые литовские фамилии, с ними одна морока…

При всем трагизме избранной для постановки темы, «Горемыку и благодетель» нельзя назвать однозначно тяжелым спектаклем. Он способен заставить задать самому себе ряд важных и злободневных вопросов и попытаться найти на них ответы. Едкая, острая, горькая сатира умело растушевывает темные краски, и в некоторых моментах зрители смеются от всей души. А затем плачут. А по окончании спектакля искренне кричат: «Браво!».