«Радуга» зовет к человечности

Когита!ру
4 июня 2015
текст Е. Добрякова
На этой неделе в Петербурге завершился Международный театральный фестиваль «Радуга», который в 16-й раз проводил Театр юных зрителей им. А.А. Брянцева.

Программа была объёмна и разнообразна. Как отметил журналист Александр Урес, приехавший освещать фестиваль из Израиля, в его стране такого уровня фестивали – редкость, в Петербурге можно было проследить и тенденции развития театра для молодого зрителя, и новые форматы, приемы и способы подачи. Александр сказал, что подобный фестиваль мог бы оживить несколько застоявшуюся театральную жизнь Израиля.

– Меня очень убедил спектакль «Элементарные частицы», который осуществил режиссер Семен Александровский  в театре «Старый дом» по пьесе Вячеслава Дурненкова, – поделилась известный театральный критик Алена Карась. –  И то, что молодые постановщики и актеры исследуют 1960-е, жизнь ученых Новосибирского Академгородка, уже очень интересно и показательно. Почему сегодняшних молодых так захватывает это время? И хотя пьеса сделана внешне статично, мне хватило там внутренней энергии и эмоциональности.

Семен Александровский давно занимается документальными исследованиями в театре, можно вспомнить его совместную работу с Дмитрием Волкостреловым работу над остро-социальными пьесами Равенхилла Shoot/Get Treasure/Repeat или недавнюю ТЮЗовскую премьеру «Рисунки на потолке». На мой взгляд, главная удача этого спектакля Александровского – в том, что он и его соавтор Дурненков показали то время совершенно без пафоса, а иллюзии, которыми были увлечены молодые ученые, сделал ощутимыми, плотными. Возможно, это удалось за счет документального текста, реальных интервью, которые постановщики взяли у свидетелей и участников того времени, проведя две недели в Академгородке. Получилась история не столько о 1960-х и вере в лучшую жизнь за счет преобразований в науке, сколько вообще о нас, живущих на постсоветском пространстве. В нас, зрителях, разбужена тревога: что следует за утопиями, которыми мы охвачены? Куда девается энергия, которая должна вести к победам, почему одно состояние переходит прямо противоположное? И потому дождь, который абсолютно реально пошел в спектакле, расползся лужами, стучал дробно по столу, по тумбочке, по свернутой газете «Правда». Он был одновременно из детства и фантастического будущего, из Всемирного потопа и спасения в затерявшемся «ковчеге».

О предназначении сегодняшнего театра задумались театральные критики и педагоги, приглашенные к разговору на конференции «Новый театр – новому поколению зрителей». Обязательно ли для театра потрясение, откровение? Возможно, сегодня не менее важно заставить зрителя остановиться, осмыслить что-то заново, включить собственное воображение. Важно разрушение «четвертой стены», вовлечение зрителя в процесс. Об этом как о непременном компоненте общения с театром говорил на конференции режиссер Большого драматического театра им. Г. Товстоногова Борис Павлович. Он поделился опытом работы с подростками, которые сами создали спектакль из своей жизни и показали его на малой сцене БДТ. Причем для этого социального проекта приглашались юноши и девушки не из театральных кругов. «Мир тинейджеров – само по себе явление, достойное исследования с помощью театрального языка», – уверен Павлович.

И даже если столь радикальный подход вызывает у театральных педагогов старой закалки протест, надо осознавать, что время движется вперед, и без новых подходов молодое поколение зрителей театр просто отторгнет.

Это вовсе не означает, что молодые увлечены только своей жизнью, только своими проблемами. Яркий пример внимательного и очень вдумчивого отношения к старшему поколению показала работа выпускников Учебного театра Школы-студии МХАТ (Москва, мастерская Дмитрия Брусникина) «Несовременный концерт». Режиссер Виктор Рыжаков посвятил этот спектакль своему учителю в профессии и в жизни, недавно ушедшему Арсению Сагальчику. На протяжении длительного времени студенты общались со стариками старше 80 лет, и из их судеб и наблюдений за их жизнью, из их рассказов, привычек и манеры общаться и был создан уникальный по своей подаче рассказ о мире тех, кто уже отживает свой век. Зрители через игру молодых  увидели, как же милы, удивительны и потрясающе обаятельны могут быть старики, и какие блестящие диалоги могут разворачиваться между теми, у кого один слуховой аппарат и одна бутылка водки на двоих, и как трогательна старушка, которая говорит о превратностях любви. И даже когда молодые, сбросив с себя обличье стариков, зажгли зал неуемным рок-н-роллом с акробатикой, за этим стояло признание неизбежного: пока мы молоды, мы танцуем, но старость нас тоже ждет, и мы примем ее как достойный период своей жизни.