Невозможно забыть

MUSECUBE
2 июня 2015
текст Г. Супрунович
На открытии XVI международного театрального фестиваля «Радуга» показали спектакль компании Филиппа Жанти (Франция), созданный в творческом сотрудничестве с Национальной сценой Невера и Ньевра (MCNN) «Не забывай меня».

Ранее спектакль уже показывали в России на открытии Чеховского фестиваля в Москве, а затем артисты продолжат свои гастроли по России.

Постановки Филиппа Жанти нельзя отнести к какому-либо одному театральному жанру, это театр объектов, включающий в себя танец, музыку и волшебные превращения. На этот раз в спектакле можно услышать еще и пение.

Каждый спектакль Филиппа Жанти — это совершенно новое открытие. В спектакле «Не забывай меня» для каждого из актеров был создан специальный манекен, одного роста и телосложения с актером. Во время захватывающих танцев манекены и люди все время меняются местами, и внимание зрителя постоянно переключается – в процессе постановки публика просто перестает понимать, где кукла, а где живой человек. Куклы волшебным образом оживают, а люди неожиданно становятся куклами. Благодаря этим бесконечным перевоплощениям окончательно стирается грань между реальным и иллюзорным. Кажется, будто девушка танцует со своим возлюбленным, который, совершенно невероятным образом, на глазах у зрителя превращается в мертвую куклу.

Огромное значение во всех этих метаморфозах играет хореография, движения невероятно точны, одна фигура плавно перетекает в другую.
По словам Филиппа Жанти, вдохновением для этого спектакля были его сны, которые они с женой – хореографом Мэри Андервуд записали и воссоздали в своих постановках. Все происходящее на сцене на самом деле больше похоже на длинное сновидение, сновидение красочное, воздушное и очень запутанное. Сюжет спектакля нельзя объяснить, это скорее загадочное повествование, которое рассказывает нам о длинном путешествии, о рождении, смерти, вечном круговороте всего живого и мертвого, взрослении, любви и разочаровании. Одна из сюжетных линий — эволюция трех девушек. Одна — ребенок, другая — подросток, третья – женщина. Постановка понимается на интуитивном уровне, но конечно, для каждого из зрителей спектакль будет совершенно разным.
Спектакль удивляет тонко сотканными образами, оригинальностью и сумасшедшей пластикой, ритмичной музыкой, напоминающей этническую, сложным сочетанием фактур. Все это дает ощущение какого-то ритуального действия, с элементами экзорцизма, которое разворачивается прямо на сцене.

К сожалению, из-за отсутствия конкретного сюжета постановка больше напоминает театральное шоу, а в самом повествовании можно немного запутаться. Все что видит зритель, безусловно, красиво и волшебно, но все же, было бы намного интереснее, если бы за волшебством крылась какая-нибудь настоящая история.