Снова в школу

MUSECUBE
9 июня 2015
текст Г. Супрунович
1 июня на сцене ТЮЗ им. Брянцева, в рамках XVI международного театрального фестиваля «Радуга» показали спектакль Пермского ТЮЗа «Школа для дураков» Абсурд в двух действиях по роману Саши Соколова. Режиссер постановки – Максим Соколов.


Роман Саши Соколова – Школа для дураков – один из самых сложных текстов русского модернизма, который очень долго не издавался в России. Сюжет «Школы для дураков» невероятно сложно пересказать. Рассказ идет от лица ученика «такого-то», страдающего раздвоением личности, постоянно теряющим связь времен и событий. Хотя это и не рассказ вовсе, а скорее поток сознания, наполненный образами, мечтами, перемешанными с воспоминаниями, которые невозможно разместить в какой-то логической последовательности.

Все это, конечно, делает роман очень тяжелым для театральной интерпретации, однако эти сложности не испугали режиссера – Максима Соколова. Спектакль был создан по результатам лаборатории «Разговор на равных» Международного молодежного театрально проекта «Открытые двери».

В начале спектакля зритель видит на слайдах детские рисунки, за кадром – детский голос, который рассказывает о папе, маме… Все это настраивает на ностальгический лад. Школа для дураков не сильно отличается от любой другой школы. Здесь та же школьная форма, пионерские галстуки, та же музыка. Именно в школе ученик такой-то, как и многие из нас, переживает первые самые яркие события своей жизни. Из его спутанного рассказа зритель узнает о суровом директоре школы Николае Горимировиче Перилло (Александр Калашниченко), его верной помощнице завуче – Шейне Семеновне Трахтенберг (Марина Шувалова), бесстрашном географе Норвегове (Михаил Шибанов). Вместе с ними «ученик такой-то» расскажет зрителю о множестве перепутанных, но чистых, живых и ярких воспоминаниях, пусть и немного наивных. Режиссер обращает внимание на общие моменты произведения, это помогает узнать время застоя, о котором и была написана эта книга. Это школьные драки, взаимоотношения с непроницательным и жестоким школьным руководством и, в общем, несмотря на то, что ученик «такой-то» сильно отличается от обычных учеников, каждый взрослый рискует в крайне индивидуальных воспоминаниях узнать себя. У спектакля есть много общего с фильмом «Географ глобус пропил», где Савл Норвегов чем-то напоминает Географа, хотя параллель, действительно, есть.

Первый акт спектакля получился более насыщенным и динамичным, в нем много абсурдного юмора, это и не удивительно, абсурд, происходящий в образцовой школе для дураков, благодаря необычном восприятию главного героя становится совершенно сюрреалистическим. Второй акт немного смазанный, в нем акцент сделан преимущественно на печальных событиях жизни ученика такого-то, здесь Шейна Семеновна Трахтенберг читает очень длинный монолог про девочку с собакой, а хрупкая реальность главного героя рушится из-за прихоти тирана отца.

В целом, это очень интересная интерпретация, в которой есть недоработки, но сам факт, что режиссер взял на себя ответственность «оживить» такой сложный и самобытный тест, делает постановку по-своему уникальной и важной. В ней нет места для политики, борьбы, ненависти, каких-то необыкновенных нетипичных характеров. Режиссеру удалось донести до зрителя главное – а именно чистое, наивное восприятие действительности, красоты этого мира, не имеющего ни времени, ни логики.

Где география учится по магазинным вывескам, а слово «обувь» путается с «любовью», цветет черемуха, летит велосипед, и можно потерять дар речи просто увидев зимнюю бабочку, которая, конечно же, существует.