Недетский разговор

Российская газета
20 мая 2011
текст А. Карась
Международный фестиваль «Радуга» уже двенадцать раз привозит в Петербург спектакли для подростков и молодой публики, с каждым годом расширяя свои географические и жанровые границы.

И вот уже в третий раз его афиша складывает при непосредственном участии художественного руководителя проектов ТЮЗа им. Брянцева Адольфа Шапиро. Это он предложил проводить мастер-классы выдающихся мастеров и театральных педагогов со всего мира. В третий раз проводит свой блистательный мастер-класс «Искусство диалога» Юрий Альшиц (Берлин), игравший в легендарном спектакле Анатолия Васильева «Шесть персонажей в поисках автора»; а вот греческий режиссер и актер Василис Лаггос, ученик Ежи Гротовского, впервые провел в России мастер-класс «Игра между искусством и жизнью». Он же показал спектакль «Фрагменты», где из стихии музыкального кампания рождается эллинская речь — речь Сафо и Софокла, Еврипида и Платона.

Не менее уникальной можно назвать и встречу, которую провел для участников фестиваля выдающийся американский режиссер Ли Бруер. Его мастер-класс назывался «Диалектика спектакля: синтез мотивационного и формалистического подхода к актерской технике». Несмотря на академизм названия, речь шла о самых насущных аспектах актерской техники — о легкости и вариативности, о смене перспективы, о парадоксальности, которая возникает при переключении регистров, когда в условном существовании возникают пронзительные психологические мгновения. Накануне Саратовский ТЮЗ им. Киселева показал его спектакль по пьесе Сэма Шепарда «Проклятие голодающего класса». Легенда мирового театра, автор таких театральных шедевров, как «Эдип в Колоне» и «Кукольный дом», рассказал о влиянии Тадеуша Кантора и Ежи Гротовского на американский авангард, о поисках того религиозного экстаза, который роднит древнегреческий театр с живой традицией афроамериканской церкви, а древнегреческий хор — с экстатическим спиричуэлом.

В специальной программе нынешнего фестиваля — конференция о современной эстонской драматургии, которую представили знаменитый драматург, режиссер и политик Яак Аллик.

Фокус на эстонской драматургии возник не случайно. Прежде всего благодаря давней творческой связи Адольфа Шапиро с эстонским театром. Фестиваль открывал спектакль Городского театра Таллина, ставшего для Шапиро вторым домом, «Красные носы» в постановке Эльмо Нюганена.

А еще два дня спустя театр Endla из Пярну представил пьесу молодого драматурга Урмаса Вади «Балетмейстер» (реж. Андреас Ноорметс). Пьеса, ставшая лучшей эстонской пьесой 2009 года, производит сильное впечатление своей идеологической и юмористической свободой. Квазиисторическая фантасмагория начинается летом 1940 года, когда президента Эстонской республики похищают и прячут в психиатрической лечебнице НКВД в Казани. А в это время один из друзей-пожарных, участвующих в соревнованиях по метанию молота в Таллине, исчезает со стадиона, а его друг Эрик (Аго Андерсон получил за эту роль статус лучшего актера года) пускается на его поиски. По дороге он вовлекается в секретную миссию по спасению президента и под видом балетмейстера народных танцев едет с друзьями в Россию. Легкость, с которой Эрик превращается из пожарника-молотометателя в талантливого балетмейстера, поражает воображение. Обаянию и дикому напору его танца поддается номенклатурная дама: влюбившись в горячего эстонского парня, она устраивает ему тур по советской России — от Кремля до Казани. А патриот Эрик от ее женских чар едва не забывает о своей миссии. Но, приникнув все же в лечебницу НКВД, где вместе с «императором Николаем Вторым» томится эстонский президент, он неожиданно понимает, что того не волнует ничего, кроме его счета в Швейцарском банке.

Впрочем, и сталинская Россия напоминает в пьесе скорее нынешнюю — с ее культом рыночных ценностей, где легко продаются автоматы и танки, а вокзальный воришка гибнет под пулями солдат-бандитов. Смешав знаки всех времен и стран, пьеса обретает легкость новой оптики, освобожденной от старых фобий, чтобы обратить внимание на новые.

Спектакль, поставленный с каким-то несвойственным эстонской культуре темпераментом, заканчивается долгим и блистательным народным танцем, полным юмора и изысканной силы.

Танцуя, герои этого квазиисторического спектакля-путешествия объявляют эстонскую танцевальную революцию (против предателей-президентов? против рыночных ценностей?), окончательно завоевав сердца фестивальной публики.

Еще один архитеатральный спектакль привез на фестиваль петербуржец Александр Морфов. В своем родном театре «Иван Вазов» (София) он сочинил сиквел «В ожидании Годо»: «Волшебная ночь» — это история про то, что случилось на следующий день после конца беккетовской пьесы. Жонглируя репликами из пьес Беккета, Ионеско и Мрожека, танцуя и распевая джаз, развлекая друг друга самыми нелепыми лацци и фокусами, два клоуна, две маски всемирной комедии дель арте Владимир — Елмазов и Эстрагон — Пеев насыщают пространство отчаянным юмором, меланхолией и блистательной импровизацией. Джаз, по Морфову, является не только формой, но и смыслом человеческого существования. В сознании конца люди могут только сочинять свою собственную жизнь, как делают это Владимир и Эстрагон последней волшебной ночью. Они «плывут» по венецианским каналам, «пролетают» над Парижем и в итоге дарят публике чувство веселой печали. Классическая чаплиниада — нежная и хрупкая клоунада человеческого существования — заканчивается аттракционом двойного самоубийства: приставив пистолет к виску своего приятеля, другой ищет предполагаемое место вылета пули, чтобы приставить к нему свой открытый рот. В этой позе они и замирают перед нами, оставляя место надежде.

Кроме этих явно недетских, но таких важных для юношеского сознания работ, на фестивале состоялась и специальная программа представления новых драматургов и режиссеров. Московский ТЮЗ представил спектакль, поставленный Дмитрием Егоровым по пьесе Александра Молчанова «Убийца», Лаборатория «ON. Театр» (Петербург) — спектакль Дмитрия Волкострелова по пьесе Павла Пряжко «Запертая дверь», а из Прокопьевска привезли спектакль Марата Гацалова по пьесе Вячеслава Дурненкова «Экспонаты» (спецприз жюри «Золотой маски»).

Ну, а завершился фестиваль «Радуга» спектаклем Адольфа Шапиро «Король Лир» с Сергеем Дрейденом в заглавной роли.