Хорошая пьеса – хороший театр

MODORAMA
12 мая 2011
текст О. Филоненко

Сегодня на сцене ТЮЗа им. Брянцева — первый спектакль в рамках XII Международного театрального фестиваля «Радуга». «Красные носы» Питера Бранса в постановке Эльмо Нюганена- главного режиссера Таллиннского городского театра, обладателя Российской Государственной премии и других международных театральных наград — будут показаны в России впервые. Один из самых признанных режиссеров Эстонии знакомит Петербург с современной зарубежной пьесой, отмеченной призом Лоуренса Оливье.

Пьесу Барнса мне открыла актриса эстонского театра, преподаватель театральной школы и переводчица. Оригинальное название «Красные носы», спектакль же мы переименовали в «Братство шутов всевышнего». Пьеса рассказывает о важных вещах. Главные ее герои — люди, которые не взирая ни на что, остаются собой. Не продаются за любые блага и не предают себя и других, даже если платой за это становится их собственная жизнь. Согласитесь, неплохая тема.

У Барнса есть свой стиль. Нелегко ставить пьесу, в которой 32 персонажа с судьбами и характерами. Отдельная сложность найти общий язык с автором, уловить и перевести его мысли на сцену.

Действие пьесы происходит во время чумы в 1348 году. Тогда волна «Черной смерти» прошла по всей Европе и унесла жизни почти 50% населения. Чума затронула все слои общества. Представьте, никто не знает, когда закончатся смерти, даже церковь, — она и сама умирает. Человек оказывается в ситуации, когда он раскрывается в полной мере. Каждый начинает делать то, во что верит. Именно в то время были необычайно популярны, например, флагелланты, намеренно себя истязающие. Среди хаоса, когда каждый день умирает огромное количество людей, находится монах, своими историями заставляющий людей перед смертью смеяться. Смех помогает хоть на йоту облегчить страдания, это единственная возможность дать людям веру и надежду.

Монах собирает труппу из двух одноногих танцоров братьев, комика, который заикается, слепого жонглера, монашки-проститутки и др. С этими горе лицедеями он делает спектакли. Слава о популярности труппы доходит да Папы Римского. Он зовет их к себе и благословляет на эту деятельность. Так заканчивается первый акт. Второй начинается с того, что чума прошла. Ситуация меняется. Кажется, вернулась надежда. Но Папа понимает, что братство шутов дает зрителям слишком много свободного дыхания и мыслей. Он осуждает на казнь всех, кто в трудные времена давал людям надежду. Но автор — гуманист – это не конец истории. В эпилоге братство шутов оказывается в преисподней, где они рассуждают, понравятся ли Богу их шутки.

Пьеса невероятно современна. Исторические события 1348 года находят отражение и сейчас. И не в конкретной отдельной стране, но в мире. Можем ли мы предположить, что будет завтра? Через некоторое время с миром, например, после убийства Бен Ладена? Вряд ли. Но то, что все мы, не смотря на разное географическое положение, связаны между собой – неоспоримо.

Современная зарубежная пьеса легла в основу спектакля, который мы привозили в прошлом году на фестиваль «Радуга». Тогда это был Жан-Люк Лагарс, по-настоящему оцененный во Франции только после смерти. Хорошие западные пьесы доходят до Эстонии раньше, но не всегда. Когда я работал над Лагарсом, например, узнал, что в России он уже переведен и поставлен где-то в провинции.

Хороший театр можно найти в каждой стране. С точки зрения развития культуры Эстонии повезло, потому что в искусстве страны чувствуется влияние как Запада, так и Востока. Мы, знаем кое-что о русской душе, но и понимаем, что такое немецкий рационализм. Через маленькую страну проходит больше информации. Например, слон и муравей. Слон не может видеть муравья, — он видит только себе подобных. Муравей же может видеть и муравья и слона. Маленькая страна более открыта, антенны там повыше.