«Птица-тройка» Олега Липовецкого

Беседу с режиссером Олегом Липовецким, режиссером спектакля «Мертвые души» лесосибирского театра «Поиск» вела студентка театроведческого факультета РГИСИ Анна Иванова

— У Вас на счету уже три спектакля по Гоголю. Почему Вас так привлекает этот автор?

— Он привлекает не только меня. Гоголь великий. У него прекрасный язык, прекрасные темы. Он пишет о России, в которой я живу, и в ней ничего не изменилось с тех пор, как написаны его произведения. Поэтому они очень актуальны и сегодня. Кроме того, Гоголь очень много работает с мифом, фольклором, и мне тоже интересны эти темы. Интересно рассматривать, как преломляются мифы в современном сознании: война, герой, общество, любовь…

— Но в «Мертвых душах» Вы доводите абсурд Гоголя до предела. И эта сторона Гоголя в данном спектакле становится доминирующей…

— Мне кажется, я всего лишь иду за Николаем Васильевичем и просто подчеркиваю то, что говорит автор. У него есть прекрасные слова: «Куда ты несешься, тройка Русь». И Чичиков не может понять, что с ним происходит – он делает все правильно с его точки зрения, точки зрения «делового» человека, – но ничего не получается. Чичиков двигается вроде-бы по прямой от одного владетеля душ к другому, а в результате вокруг него образуется клубок. Как и сейчас. Я не верю, что все без исключения, управляющие нашим государством, хотят для России плохого. Наверное, все хотят хорошего, как они это понимают. В каких-то случаях «хорошее» — это исключительно они сами – «Государство – это я». Тем не менее, наталкиваясь друг на друга, каждый пытается лететь куда-то, и каждый летит в свою сторону, как Лебедь, Рак и Щука. Тоже, кстати, тройка. И в итоге получается хаос. И тот хаос, в котором оказывается Чичиков, – это про нашу Родину.

— И в спектакле в «Птице-тройке» каждый конь бежит в разную сторону?

— Да, конечно. Они даже смотрят в разные стороны, когда бегут.

— Спектакль очень сложен в актерском плане. Актеры чуть ли не каждую минуту перевоплощаются, но это перевоплощение внешнее, ведь приемы спектакля – это гротеск, клоунада, площадной театр. Почему выбран такой способ актерского существования?

— Разумеется, речь не только про внешнее. Форма без содержания ничего не значит. И люди смеются больше не над формой, а над тем, что за ней. Форма, способ существования не выбирается, скорее, рождается от угла зрения, от материала, ещё от тысячи причин. Отчасти, он такой потому, что при игре втроем нужно создать больше 30 ярких образов, которые будут отличаться друг от друга. Плюс, конечно, это тоже про нашу страну. В России всего много, слишком много: если земля, то без края, если душа, то необъятная, если разгул, то безумный, если власть, то бесконтрольная. Поэтому, наверное, и в спектакле всё получилось гиперболизировано и обострено.

— В Петербурге за последние несколько месяцев состоялись две премьеры по «Мертвым душам». С чем можно связать такое пристальное внимание к этому произведению?

— Театр очень быстро и ярко откликается на то, что происходит в обществе. Мне кажется, все ставят «Ревизора», «Мертвые души» именно потому, что сейчас сатира и философия Гоголя очень хорошо передает абсурд того, что происходит в нашем обществе. Салтыков – Щедрин тоже очень актуален.

— Вы часто являетесь автором инсценировок для своих спектаклей. Почему вы не работаете с драматургом?

— Я иногда работаю с драматургом, но когда ты задумываешь спектакль по определенному произведению, то представляешь, или, скорее, чувствуешь, что ты хочешь из этого сделать. Иногда это на уровне слов не объяснить. А когда ты пишешь сам, если у тебя есть способности, то это достигается меньшей кровью. Заставить человека переписывать одно и то же по десять раз, чтобы добиться от него того, что ты чувствуешь, – это сложно. Тем более, что хороший драматург всегда делает инсценировку, переосмысляя материал со своей, авторской точки зрения. Гораздо проще переписать самому пять раз для себя. Я пробую работать с драматургами, но очень сложно найти друг друга, чтобы понимание работало на уровне интуиции.

— Театр «Поиск» – это театр в маленьком городе. Это как-то влияет на постановку?

— Я не живу в этом городе. Конечно, здесь у актеров нет таких соблазнов, как в больших городах, такого количества заработка. Они могут сосредоточиться на своих ролях. Они буквально живут в театре. Там не работают из-за денег. И наша приехавшая постановочная команда тоже могла сосредоточиться на постановке два месяца – это был чудесный постановочный период, потому что никто никуда не уезжал. И мы вшестером провели два месяца в лабораторной работе, очень спокойной, четкой.

— Вы часто ставите в небольших городах. Вам нравится работать в тех условиях?

— Я в разных городах работаю. Мой главный критерий – это творчество. Для меня важно, совпадает ли то, что хочет театр, с тем, чего хочу я, и есть ли в театре актеры, которые это смогут сыграть.