Датский наш корпоратив

МОЙ ДРУГ ГАМЛЕТ
Саха академический театр им. П.А. Ойунского (Якутск, Россия)
Режиссер — Сергей Потапов

Текст студентки театроведческого факультета РГИСИ Анны Ивановой

Режиссер вводит зрителя в заблуждение уже самим названием спектакля, отсылающим к пьесе Ю. Мисимы «Мой друг Гитлер». Ничего, связанного с японским драматургом, не будет. Суть названия сводится к тому, что события пьесы рассказываются как бы от лица Горацио, который и может назвать принца датского своим другом. Но это не единственная неожиданность, ждущая публику. Режиссер обращается к площадному театру с присущей ей укрупненностью образов, комедийной направленностью, снижением шуток до уровня «ниже пояса».

Начинает действие ведущий-конферансье – Горацио, интересующийся знанием зрителями пьесы «Гамлет». Далее разворачиваются события в Эльсиноре, происходящие под легкую попсовую музыку. Второй акт и вовсе откроется исполнением на якутском языке песни, похожей на «Миллион алых роз». Ее же будет напевать на руках у Горацио умирающий Гамлет под блеск дискотечных шаров – конферансье заканчивает легкую постановку для приятного времяпровождения.

Герои доведены до маски, от чего и не меняются в течение спектакля. Гертруда – вечно пьяная богатая женщина в черном платье и свадебной фате, Клавдий – начальник полиции, Полоний – чудак со счетами в руках, Офелия – глупая девочка-школьница, Лаэрт – полный парень-геймер, Гамлет – выпускник военной академии, маленький вертлявый садист. Есть еще один герой, то ли шут Йорик, то ли выдуманный персонаж – он кажется какой-то нечистью, неандертальцем, отвечающим за всю происходящую чертовщину.

Главный герой далек от меланхоличного романтика. Он деятелен: жестоко пытает Розенкранца и Гильденстерна, грубо обращается с Офелией и беседует с матерью, а в финале он несколькими способами убивает Клавдия. Все доводится до гротеска, спектакль построен на китче: Актер выходит в образе священной коровы, появляется китайский дракон, спасает Гамлета Горацио в костюме Брюса Ли, Лаэрт возвращается в сопровождении американской мафии, священник на могиле Офелии мексиканец, финальная битва сделана в стиле компьютерной игры, безумная Офелия похожа на зомби – и прочие вариации массовой культуры. Но, строя спектакля на таком приеме, режиссер не отказывается от канонического шекспировского текста, использование которого доводит происходящее до конечной точки абсурда.

На фоне этого в спектакле существует двоемирие. Призрак появляется в раме из мигающих люминесцентных ламп. В нее же будут иногда входить и уходить другие герои. Открытая оркестровая яма – могила Офелии –будет зиять весь спектакль. В объятия призрака бросит Гамлет и саму Офелию, тем самым начав ее буземие. Черепом Йорика оказывается рентген головы самого Гамлета. Герой словно одновременно жив и мертв. И Призрак с Гамлетом действуют на равных, как пара близнецов, они «зеркалят» друг друга, а монолог «Быть или не быть» и вовсе разбивают на двоих, и Гамлет вслед за отцом начинает курить.

Спектакль смело вписывает себя в историю. В финале на ширму проецируются титры со списком всех постановок «Гамлета». И эта история не закончена.