MUSECUBE: XXIII Международный фестиваль Радуга: Софокл, Маркс, Толстой, Гришковец, Пулинович

Только что в Санкт-Петербурге закончился XXIII Международный фестиваль «Радуга»: за 7 дней театры из России, Турции и Сербии показали 17 спектаклей и 1 творческую программу. Отличительной чертой фестиваля является опыт создателей постановок и адресный посыл — множество работ выпущено именно начинающими режиссерами для молодежной зрительской аудитории. Афишу фестиваля украсили работы и прославленных мастеров — Камы Гинкаса, Александра Морфова, Георгия Цхвиравы, Петра Шерешевского, активно стремящихся к разговору с человеком, проходящим различные этапы становления мировоззрения.

Одновременно с фестивалем проходила режиссерско-драматургическая лаборатория «Молодежь. Театр. Lab», где студенты театральных академий — актеры, режиссеры и художники — представляли эскизы пьес современных драматургов. Большая внутренняя программа включила лекции, творческие встречи, закладку именных табличек на Аллее звезд и презентацию новых студенческих проектов. Такое заостренное внимание к молодому поколению позволяет увидеть во всем многообразии представителей различных театральных школ и направлений и понять, какие темы и формы им особенно созвучны. О спектаклях фестиваля подробнее — читайте в нашем материале.

Начнем с имен молодых творцов, многие из которых уже хорошо известны зрителю. Материал для работы выбран совершенно нестандартный, все тексты крайне редко ставятся на театральной площадке и довольно непросты к сценическому воплощению. Эта сложность манит режиссеров и дает им новые импульсы к творчеству.

Надя Кубайлат, ученица Сергея Женовача и режиссер нового московского театра «Среда 21», представила моноспектакль «Капитал» по одноименному произведению Карла Маркса. Соавтором является политический обозреватель, преподаватель и художник-ситуационист Алексей Цветков и актер Александр Николаев, воплощающий образ запыленного профессора, появляющегося из недр исторической памяти и погружающего зрителей в философию маркисизма. Аналогии, зачем она нужна сейчас, вполне понятны: в этом произведении выстраиваются ключевые взаимосвязи между человеком и мироустройством.  Эксцентрично и с юмором разбираются основные понятия: товар и продукт противопоставляют друг другу. Крылатой становится фраза: «актёр Саша — продукт театральной академии, актер Саша, играющий роль — товар. Все мечтают стать товаром». Таким образом подчеркивается, насколько иллюзорен и абсурден мир и ограничены человеческие возможности. Монетизируя все вокруг, человек обесценивает жизнь, и себя в том числе.

Елизавета Бондарь, ранее поставившая в ТЮЗе два спектакля «Мещане» и «Близкие друзья», в своей новой работе вместе с драматургом  Екатериной Августеняк обратилась к  рассказу «Озорник» Дмитрия Мамина-Сибяряка. Экспериментальный спектакль «Озор» Мирнинского театра (Республика Саха, Якутия) — стройный и жесткий в сценическом рисунке и музыкальной партитуре Николая Попова. Фольклорные мотивы, а также сквозной звук — щелчок хлыста, наталкивает на мысль о слабости человеческой воли и силе страха перед неписанным законом. Сюжет, напоминающий «Грозу» Александра Островского, знакомит с хмурыми и довольно ограниченными людьми, пластикой своей напоминающих кукол, тем не менее берущих на себя решение строить мир и «политику». В спектакле нашли отражение обсуждения текста со зрителями, пытающимися осознать мир женщины и ее представлений о своих правах. Необходимость преодоления ограничений и воспитание свободного нового поколения оказывается центральной темой спектакля.

Владимир Кузнецов, приступающий с труппой ТЮЗа им. А.А. Брянцева к репетициям спектакля «Вечера с Петром Великим», переосмыслил художественно-публицистическую повесть Антона Чехова «Сахалин». Владимирский театр драмы нарисовал страстный, безумный мир человеческих желаний, в котором отсутствуют потенции к гармоничной реализации лелеемого. В центре внимания — сам писатель, который пытается осознать жизнь и  стремиться достичь нового уровня понимания себя. Герои чеховских пьес населяют этот метафорический, подводный остров Сахалин, а это значит, что царящие на нем нравы вполне определимы и для обычной человеческой жизни. Остов корабля или скелет Левиафана, библейского чудовища, символа поверженной власти и силы, подчеркивает инаковость и притчевую фантазийность созданного режиссером мира. Песня ДДТ «Родина» и фольклорные композиции вторят друг другу, раскрывая глубину и тяжесть понятия «страна», непреодолимую связь с местом своей жизни.

Андрей Слепухин, ранее выпустивший постановку «Дай найти слова», к столетию ТЮЗа подготовил премьеру — иммерсивный спектакль «Время и место», в рамках которого зрителям предлагают совершить путешествие сквозь вековую историю театра. Путешествие реализуется и в прямом смысле — публика оказывается в нетипичном пространстве — фойе театра, трюме, гримерках артистов, на колосниках. Все, конечно, зависит от выбора — путем Автора или Героя пойдет зритель. Две точки зрения позволяют взглянуть на процесс художественного творчества с разных сторон и представить противоречивую картину создания театра. Инсценировка Екатерины Августеняк основана на обширном исследовании летописи театра, научных трудов, интервью и воспоминаний артистов.

Екатерина Вяликова и драматург Ярослава Пулинович, ученицы Николая Коляды, представили моноспектакль «Горбатая». Екатеринбургский Независимый театр «ТУТ» в лице актрисы Марины Гапченко поразмышлял над тем, как можно быть счастливым, имея довольно ограниченные возможности, и сколько силы кроется в человеческой душе. Героиня спектакля сублимирует свою женскую и профессиональную нереализованность в заботу о других людях. Она понимает, что такое семья и совершенно растворяет свое я в окружающих. Проникновенное повествование позволяет увидеть, что такое принятие мира и альтруизм.

Тимур Кулов является автором литературной композиции и режиссером спектакля  «Шобага (Жребий)», знакомящего с реальными историями жизни женщин из татарских сел. Мистический спектакль Буинского драматического театра (Республика Татарстан) о переходе в иной мир и умении принять себя идет на татарском языке с подстрочным переводом. Режиссер в жанре вербатима исследует, как война и тоталитарный режим изменили человеческую жизнь. Растворение в музыке, красоте природы, стойкость наполняют сердца героинь, прошедших довольно непростой путь. Светлое представление о конце, где все будут молодыми, а жизнь — такой, как мечталось, приносит примирение и светлую радость.

Завершает постановки молодых режиссеров творческий вечер Милоша Биковича, известного сербского артиста театра и кино. Для исполнителя культовой роли в фильме «Холоп» это оказалось первое мероприятие подобного плана. Вечер прошел легко и непринужденно: артист провел две встречи, на которых поделился еще не вышедшими в сеть отрезками своих продюссерских работ, одна из которых делается в содружестве с Джонни Деппом. Милош Бикович рассказал, насколько важную роль в его жизни имеет духовное, судьбоносное начало, мечтах сыграть Гамлета и важности работы в театре. Толпы поклонниц заполонили зал и были в полном восторге от общения с любимым артистом.

Вторую часть афиши Международного фестиваля «Радуга» составили работы известных мастеров, которые обращаются как к современному материалу, так и известным литературным произведениям. В ракурсе их внимания — люди, вступающие на сознательный путь поиска своего начала и недоуменно взирающие на жизнь, ставящую перед ними множество неразрешимых вопросов.

Кама Гинкас привез премьерный спектакль МТЮЗа «Отец Сергий». На творческой встрече режиссер подчеркнул, что его привлек тёплый, нёжный, ребяческий путь героя, желание достичь абсолюта, исповедальный тон и автобиографичность произведения Льва Толстого. Великолепная сценография Эмиля Капелюша метафорично противопоставляет низкое и высокое в человеке, яркость помыслов и сложность пути достижения цели. Под куполом сцены возвышаются нечеткие очертания святых, сквозь деревянные сваи просачивается снопы света и распределяются по всей площадке, создавая одухотворенное пространство. История светского человека, желающего добиться поставленной цели, рассказывается в третьем лице, отстранённо. Герой Максима Виноградова уходит из бытового мира, разочарованный в самых близких и почитаемых людях. Вопрошает у Бога веры, понимая, насколько сильно им правит тщеславие. Все время испытывает неуверенность в происходящем: творя чудеса и исцеляя людей, чувствует, что занят внешними делами, тешащими его самолюбие, и все больше уходит от Бога. Еще большее отречение от себя и скитальничество помогают переосмыслить ситуацию и осознать, что жизнь ради другого человека и является путем к Богу. Спектакль лишается толстовского позитивного финала, оставляя героя на перепутье.

В этом сезоне Александр Морфов выпустил в ТЮЗе имени А.А. Брянцева спектакль «Антигона», переосмысляющий античный миф и напрямую сталкивающий с вопросами современности. Антигона Анны Слынько — яркая, стремящаяся не врать себе и окружающим девушка, которая не готова к компромиссам. Основанный на трагедиях Софокла и Жана Ануя, спектакль о гордой и честной героине близок подростковому восприятию мира, максималистки стремящемуся реализовать все свои желания и помыслы. Для режиссера это уже вторая работа в театре — первой стал спектакль «Ромео и Джульетта», а  в новом сезоне Александр Морфов приступает к репетициям пьесы «Лес» Александра Островского.

Спектакль Петра Шерешевского «Тайм-аут» новосибирского театра «Красный факел» решен в жанре кинохроники: видеооператоры крупным планом снимают лица артистов и транслируют их на большой экран. Этот прием позволяет погрузиться в историю, увидеть частную и общую линии повествования. Пространством жизни главной героини — социального работника — является магазин, в котором она покупает продукты своим подопечным (художник Александр Мохов). Образы непредсказуемых хармовских старух и старичка Одинцова неожиданно гиперболизируются до скандинавских богов: Норны и Один правят настоящим, внося свои коррективы в судьбу героини. Пьеса Марины Крапивиной подчеркивает, что в жизни каждого человека другой принимает непосредственное участие, несмотря на возраст и социальный статус. Свет пронизывает спектакль, а отношения людей, при всей бытовой составляющей, наполнены трепетом и нежностью, во многом благодаря теплу, излучаемому героиней Ирины Кривонос, и юмористическим музыкальным номерам.

Андрей Прикотенко представил свою сценическую версию романа Льва Толстого «Анна Каренина», вписав произведение в современный контекст. Переписки в вотсап, прямые эфиры Левина, буллинг Анны, тяга к поиску своего языка, пародия на программу  Соловьева, нестабильность, происходящая в мире — все это пронизывает сценическое действие спектакля. На первый план выходит образ крупного политического деятеля Каренина, мстящего Анне и тем самым воплощающего противостояние личности и власти. Трагедия и страх одинокого человека, борьба с общественным мнением — все эти темы только набирают обороты в современных реалиях. В спектакле новосибирского театра «Старый дом» нет ни капли любви, но ярким пламенем просвечивается мир эгоистических побуждений людей.

В спектакле Георгия Цхвиравы «Свидригайлов. Сны» Омского академического театра драмы зрители оказываются заперты в тесное и неуютное сознание героя, наводняющее его призраками прошлого и реальными людьми, важными для его жизни. Эффект полного соучастия достигается за счет того, что зрители находятся в непосредственной близости от актеров, а пространство сцены представляет из себя камеру острога с 20 койками. Свидригайлов  пытается провести параллели с окружающими, понять себя через их призму, обнаружить общее нутро, и постепенно двигается к освобождению от тревожащих его душу образов. Режиссер предпринимает попытку проанализировать внутренний мир героя и представить его образ во всей полноте, став адвокатом его деяний.

Кировский ТЮЗ «Театр на Спасской» привез спектакль Егора Чернышова «Это я тебе ухо откусила!», созданный по пьесе Светланы Баженовой. Музыкальная история о попытке найти своего человека, желании преодолеть одиночество говорит о возвышенных стремлениях человеческой души. Счастье где-то рядом, нужно просто поднимать глаза к солнцу. Зрители вместе с артистами сидят на крыше дома и внимают откровениям, которыми делится главная героиня. Психологический театр продолжает исследования души юного человека.

Спектакль «Мама» Павла Пархоменко погружает в семейную драму по пьесе Флориана Зеллера. в которой сны перемежаются с реальностью. В центре повествования — мать, которая, казалось бы, жила ради своих детей, и, оставшись одна, не может преодолеть свое  одиночество. Но в этой сублимации отчетливо прослеживается и желание управлять другим человеком: мама ненасытна в своем желании быть рядом с сыном. Отрезание пуповины происходит достаточно болезненно: близкие люди не могут услышать друг друга. В спектакле Театра им. Моссовета важной оказывается работа художника по свету: на заднем фоне явственно высвечиваются обезличенные тени, представляющие собой образ человека  без души и индивидуальности. Отношения героев становятся формальными, лишенные тепла и любви: тело машинально выполняет свои функции, но настоящего, глубокого диалога о самом главном не происходит.

Минималистичный моноспектакль «Дастан о шейхе Бедреддине, сыне Кадия города Симавне» режиссера турецкого театра «Сова» Кубилая Эрделикара исследует эпическую поэму Назыма Хикмета Рана. Артист и руководитель театра Эркан Бекташ воплощает образ бунтующего героя, страстно призывающего к изменениям миропорядка. В работе артист использует единственный предмет: сухую палку, торчащую из асфальта, которая является прообразом власти, не являющейся животворящей. Попытка восстания ни к чему не приводит, но остаются ученики, готовые рассказать о своём учителе. Жар сердца, смятения и переживания души передаются в зрительный зал, несмотря на то, что спектакль идет на турецком языке с подстрочным переводом. Социальная драма раскрывается с помощью экспрессивного, поэтического существования артиста на сцене.

Постановка «Комментарии непристойного Тома» Рубена Бабаяна — пьеса о желании найти общий язык между некогда близкими людьми, находящимися в эмиграции, полна юмора и неожиданных параллелей между жизнью людей и насекомых. Ереванский государственный театр им. Ованеса Туманяна (Армения) исследует текст Рафаэля Акопджаняна, наслаждаясь языком и двойным дном произведения, главные герои которого являются актерами, репетирующими спектакль.

Хорошо известный по осенним «Большим гастролям» Национальный молодежный театр им. Мустая Карима (Республика Башкорстан) показал спектакль «Планета» Мусалима Курбаева. Текст Евгения Гришковца проживает Андрей Ганичев, размышляющий о том, что такое надежда и каково место человека в мире. Любовь меняет жизнь, выбивает почву из под ног, приносит муки, но человек не может преодолеть желание быть близким и нужным кому-то, стремится испытать это особое и не всегда продолжительное счастье. Философский спектакль полон лиризма и верно подмеченных тонкостей в отношениях между людьми.

Режиссер Юрий Пахомов привез спектакль «Как Зоя гусей кормила» Брянского областного ТЮЗа, во всем многообразии раскрывающий трагедию совместной жизни и подмены жизненных целей. Пьеса Светланы  Баженовой о нежелании дать свободу своему уже немолодому сыну размышляет о принятии, мечтах, столкнувшихся с реальностью. Судьба предлагает ироничные варианты развития событий и время сказать «люблю» очень ограничено. Зрители окунаются в замкнутый мир героев и сопереживают их маленькой, но такой настоящей жизни.

В таком соединении юного и зрелого, эксперимента и школы, современного и признанного и прошел XXIII Международный фестиваль «Радуга», популяризирующий творчество среди молодежи и отвечающий самым ярким запросам современности. Насыщенный праздник искусства феерично завершает юбилейный сезон театра и в очередной раз подчеркивает, насколько важную роль ТЮЗ имени А.А. Брянцева играет в духовном становлении молодежи Петербурга. Возможность неожиданных коллабораций, профессиональные обсуждения и открытость позволяют приобрести новый театральный и общечеловеческий опыт, а также осуществить культурный обмен между представителями творческих профессий, городами и странами.

Елизавета Ронгинская специально для Musecube