Среди спектаклей известных режиссеров, представленных на 18-ом международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербурге, постановка Сергея Бобровского «Оркестр Титаник» липецкого театра имени Льва Толстого могла бы и затеряться, если бы не пьеса болгарского драматурга Христо Бойчева.
В отличие от российских режиссеров, игнорирующих социальную тему, болгарские художники не боятся слишком подробно изучать проблемы обедневшей страны и потерянного поколения молодежи, уезжающей в поисках заработка на запад. Что было прекрасно продемонстрировано на прошлогоднем московском кинофестивале, где болгарский фильм «Лузеры» получил Гран-при.
То ли от лености, то ли от инертности наши театры, за редким исключением, обходят стороной и другие злободневные темы, касающиеся бездомных людей, то есть, бомжей, которых с каждым годом становится все больше и больше. Мол, такие спектакли не будут смотреть зрители… Конечно, риск тут есть, но очень многое зависит, как поставить и каким образом «заразить» артистов проблемой. Пьеса Христо Бойчева предполагает личную точку зрения исполнителей по поводу каждого персонажа, попавшего в беду и утратившего веру в будущее, так как надеяться больше не на что, разве только жить иллюзиями и принимать вымысел за реальность. Абсурдная ситуация здесь путает все карты. Возможно ли такое, чтобы четыре бомжа на заброшенной станции, мимо которой проходят поезда, поверили утешителю Гари Гудину, выброшенному в ящике из поезда, пошли за ним и катапультировали в ирреальный мир, оказавшись в поезде без пассажиров.
Поначалу они счастливы, поскольку пришел конец бессмысленным ожиданиям, валянию на грязном полу и бесконечному пьянству, включая беременную женщину, продолжающую кокетничать, несмотря на огромный живот. Радости нет конца. И тут они постепенно понимают, что пустой поезд без машиниста везет непонятно куда, их охватывает страх, паника. Пока не поздно надо выскочить из этого мистического вагона, предварительно надавав тумаков обманщику. Но, оказывается, вернуться назад невозможно, так как благодаря заклинаниям мага-чародея Гудина все они существуют в мире того самого вымысла, о котором так долго мечтали, казалось навсегда, избавившись от проклятой реальности. Посланный с небес спаситель, напоминающий циркового иллюзиониста, рассказывает квартету изгоев историю гибели «Титаники» и оркестра, который продолжал играть даже тогда, когда огромное судно шло ко дну. По-видимому, даже в такой страшный момент они верили, что музыка спасет их от смерти. Именно поэтому Христов Бойчев назвал свою пьесу «Оркестр Титаник», проведя параллель между безумными музыкантами, отправляющимися на корм рыбам и выброшенными из общества бомжами, пробующих спастись бегством от самих себя в мире иллюзий.
Что и говорить, тема весьма щекотливая и даже коварная. Она касается многих людей, не желающих принимать мир таким, каков он есть, поскольку лучше закрыть глаза и видеть сладкие «сны», где все задуманное сбывается.
Не могу сказать, что режиссер Сергей Бобровский вместе с артистами достиг в спектакле философской глубины. Отдав предпочтение трагикомическому шоу, он создал серию клипов, так сказать, этюдов, в которых исполнители не проживали изломанные судьбы своих героев, а представляли типажи, маски, не получающие развития. При этом темпо-ритм спектакля тоже не менялся, как будто его законсервировали, надеясь, что литературный сюжет сам скажет за себя.
Любовь Лебедина // Деловая Трибуна, 5.06.17