Пресс-центр

Лучшие пьесы Пушкинского конкурса драматургии

Театр юных зрителей уже второй раз объявляет перед своим международным фестивалем конкурс драматургии, посвященный знаменательной литературной дате. В 2023 г. с большим успехом прошел конкурс «К новому Островскому», посвященный 200-летию со дня рождения классика русской драматургии и Году русского языка.

В 2024 году Пушкинский конкурс драматургии в трех номинациях был посвящен 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина – величайшего гения, классика русской и мировой культуры.

Как мы уже сообщали, команда экспертов под председательством руководителя проекта «Пушкинский конкурс драматургии», модератора лаборатории «Молодежь. Театр. Lab.» Александра Вислова определила лауреатов конкурса в каждой номинации.

Номинация «Пушкин в жизни» (пьесы, где Александр Сергеевич является одним из действующих лиц) — Сергей Казанцев с пьесой «ОПЕРАЦИЯ «ПУШКИН»

Номинация «Пушкинский дом» (сочинения на темы и по мотивам пушкинских произведений, но не инсценировки) — Ляля Петухова с пьесой «ВЫСТРЕЛ»

Номинация «Наше всё» (пьесы на свободные темы, так или иначе связанные с Пушкиным) — Олеся Лихачева с пьесой «Пуш. KILL».

Внимание и добрую оценку команды экспертов также получили пьесы:
Анна Гейжан «Я – Таня Ларина»
Юлия Воронова «ОГЭ по литературе»
Саш Тюжин «Мир. Дружба. Жвачка»
Юлия Бочарова «Онегин из 9 «Б»
Андрей Логванов «Самодуры»
Ирина Максимова «Емеля-пугач»
Сергей Филиппов «Евгений Онегин честное слово»
Эдуард Кранк «Аллея Клеопатры Керн»

По традиции драматургических конкурсов мы публикуем краткие сведения об авторах и
тексты лучших пьес, а также аннотации пьес, получивших одобрение экспертов. 

Сергей Казанцев «Операция “Пушкин”» (читать пьесу)

Сергей Николаевич Казанцев – самый взрослый участник конкурса. И постоянный участник драматургических конкурсов ТЮЗа. В драматургию пришел нестандартным путем. О нем можно сказать словами Андрея Вознесенского: «Судьба, как ракета, летит по параболе…». В детстве из-за тяжелой травмы получил инвалидность. По первому образованию экономист, закончил Новосибирский институт народного хозяйства, затем аспирантуру Свердловского института народного хозяйства, защитил кандидатскую диссертацию. В театр в первый раз попал в возрасте более 50 лет (!) Это был Новосибирский городской драматический театр под руководством Сергея Афанасьева, спектакль «Шутки в глухомани». После этого начал писать пьесы. Первая пьеса «Из жизни человеков» идет на сцене Омского театра Галерка. В 2022 г. в солидном возрасте поступил в Литературный институт им Горького, на семинар драматургии.  Пьесы входили в лонг и шорт-листы различных драматических конкурсов («Время драмы», «Автора на сцену», «Антоновка 40+», «Баденвайлер» и др.). В 2022 г. пьеса «Слон Иван Васильевич» вошла в лонг-лист драматургической лаборатории ТЮЗа «Пьесочница». Пьесы поставлены в народных и профессиональных драматических театрах. Живет в Новосибирске.

Ляля Петухова «Выстрел» (читать пьесу)

Ляля Петухова окончила Ярославский государственный театральный институт по специальности «Театроведение» в 2017 году. В 2019 году окончила магистратуру Института филологии и истории РГГУ. До того, как начала писать пьесы, активно развивалась как театровед – публиковалась в блоге «ПТЖ», журналах «Страстной бульвар, 10», «MASKBOOK» и др. О себе сообщает: «Сейчас тоже веду фестивальные блоги, беру интервью, принимаю участие как член жюри во Всероссийском фестивале «РОЗОВФЕСТ» Ярославского Театра юного зрителя. Но больше всего чувствую, что всё, как надо, когда пишу пьесы». 

Первая пьеса вошла в шорт-лист конкурса «Евразия-2018». Пьеса «Расскажи мне про Гренландию», написанная в соавторстве с Сергеем Азеевым, была представлена на фестивале молодой драматургии Любимовка в 2020 году. Пьеса «Марки» вошла в шорт-лист всероссийского открытого проекта «Цех драматургов» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив в партнерстве с ГИТИСом, Театральным институтом имени Щукина, телеканалом НТВ и рядом отечественных кинокомпаний. Пьесы ставились на Новой сцене МХТ им. Чехова, в театре «Суббота» (СПб).

Олеся Лихачева «Пуш. KILL» (читать пьесу)

Олеся Лихачева – драматург, сценарист. Окончила факультет журналистики Воронежского государственного университета, затем мастерскую Н. С. Скороход в РГИСИ и сценарную мастерскую Дарьи Лебедевой. Пьеса «Такой туман» — победитель конкурса современной драматургии «Евразия-2020», а «Меня зовут Оскар, мне десять» — победитель III конкурса для молодых драматургов, театроведов и театральных критиков «Слово и действие» (номинация «Продолжение пути») Литературного института имени А. М. Горького.

Пьесы поставлены в МХТ им. Чехова, «Балтийском доме», на Новой сцене Александринского театра. Живет в Воронеже. 

Список пьес, одобренных экспертами

Здесь на первом месте находятся пьесы, получившие голоса экспертов, но не ставшие лауреатами. Это:

Анна Гейжан «Я – Таня Ларина»

Монологи девочек-подростков о жизни и любви.

Монологи современных девочек, сестер, идентифицирующих себя с пушкинскими героинями – Татьяной и Ольгой Лариными. Как всегда у автора, постоянного партнера конкурсов и лабораторий ТЮЗа, замечательно прописаны характеры и речевые характеристики. Отличная пьеса для подростково-молодежной аудитории.

Юлия Воронова «ОГЭ по литературе»                             

Пьеса в стихах, игровая и динамичная. Это история о девятикласснике Вене по фамилии Пушкин. Фамилия много к чему обязывает героя, его постоянно сравнивают — то с великим поэтом, то с «успешными» одноклассниками. Веня одинок. У него сложные отношения с гиперопекающей мамой. Единственный друг героя Андрей хочет использовать приятеля в своих целях. Накануне экзамена (ОГЭ по литературе) Веня размышляет о своем месте в жизни, о Пушкине и его стихах. Герой приходит к выводу, что жить ему, в общем, незачем. От необдуманного решения его спасает…. Пушкин.

Также эксперты отметили: 

Юлия Бочарова «Онегин и двое из 9 “Б”»

Старшеклассники, изучая на уроке литературы «Евгения Онегина», неожиданно оказываются внутри романа и проникаются чувствами героев. И в этом варианте побеждает любовь. Ну, и Пушкин, конечно.  

Эдуард Кранк «Аллея Клеопатры Керн»

Авантюрная мелодрама

Материалом для пьесы послужили события лета 1825 г., во время Михайловской ссылки А. С. Пушкина. В Тригорское, где живут соседи поэта, семейство Осиповых-Вульф, приезжает их родственница, молодая генеральша Анна Керн. Ее визит вызвал к жизни краткий, но бурный роман между нею и поэтом. Об обстоятельствах этого короткого эпизода в жизни поэта и повествуется в пьесе, полной авантюрных взаимоотношений.

Андрей Логванов «Самодуры /Пушкин против Сталина»

О чем говорил император Николай Павлович с поэтом Пушкиным в 1826 году? Зачем Сталин звонил на квартиру драматурга Михаила Булгакова в 1930 году? Два параллельных мира, власть и творчество, могут себе позволить многое.

Ирина Максимова «ЕМЕЛЯ-ПУГАЧ»

Пьеса-фантазия

В пьесе использованы материалы произведений А. С. Пушкина «История Пугачева», «Капитанская дочка»; сборника Л. Майкова «Пушкин. Биографические материалы и историко-литературные очерки»; сборников «Восстание Емельяна Пугачева: документы» и «Старообрядческие духовные стихи».

После подавления мятежа Гринев и Пугачев сидят в темнице. Ведется следствие по их делу. Гринев обвиняется в измене воинской присяге, Пугачев – в покушении на власть (объявил себя Петром III) и организации бунта. Сюжет пьесы составляют диалоги (мысленные разговоры героев друг с другом) и монологи: ответы героев на вопросы следователя, а также их размышления наедине с собою.

Саш ТЮЖИН «МИР.ДРУЖБА.ЖВАЧКА»                 

Образ Пушкина витает над пьесой. Он даже вступает в диалог с главным героем – подростком Владом. Тот приезжает в незнакомый город, сталкивается с буллингом, знакомится с девочкой Наташей Гончаровой, чуть не доходит до дуэли… Но побеждает дружба. Автор – постоянный участник конкурсов и лабораторий ТЮЗа. Текст интересный, написан, как всегда, с юмором. 

Сергей Филиппов «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН ЧЕСТНОЕ СЛОВО»

пубертат-детектив

Валюша Белых — пятнадцатилетняя отличница, красавица, примерная дочь, а кроме того — знаток творчества Пушкина, без памяти влюбляется в своего школьного учителя литературы — Владимира Валентиновича Белкина, и пишет ему письмо с признанием по примеру Пушкинской Татьяны. У них развивается роман, доводящий до криминала.

Также можно отметить:

Мария Кингисепп «Мечта интроверта»

               (не) болдинская (не) осень

Литератор-мизантроп переезжает за город, чтобы по примеру А.С. Пушкина и знаменитой 

болдинской осени плодотворно поработать на удаленке над важным заказом крупного издательства. Герой мечтает о тишине и покое вдали от шума городского, об идиллии на пленэре. Но оказывается, что там нет отбоя от навязчивых соседей, их детей и животных.

Забавная дачная зарисовка в духе раннего Чехова.

Александра Мадунц «Сашка П., поэт и блогер»                         

Пьеса о том, каким мог быть Пушкин в наши дни. Автор проделала серьезную работу, по ее уверению «все основано на исторических материалах, огромное количество скрытых цитат из писем, и параллели с современностью поражают. И я верю, что для молодежи пьеса сделает Пушкина ближе».

Пьеса А. Мадунц «Надежда» вошла в лонг-лист конкурса драматургии «К новому Островскому» в 2023 г. 

Все пьесы имеют возрастной ценз 16+

Сотрудники театров, заинтересовавшиеся пьесами из шорт-листа, могут обратиться в литературную часть ТЮЗа по тел. 712 40 33.

Режиссерско-драматургическая лаборатория «Молодёжь. Театр. Lab». ИТОГИ

Завершился XXV Международный театральный фестиваль ТЮЗа им. А.А. Брянцева «Молодежь. Театр. Фест». Важным событием внутренней программы юбилейного фестиваля стало проведение режиссерско-драматургической лаборатории «Молодёжь. Театр. Lab». 

Накануне фестиваля театром был объявлен Пушкинский конкурс драматургии, посвященный 225-летию со дня рождения великого поэта. Конкурс проводился в трех номинациях: «Пушкин в жизни» (пьесы, где Александр Сергеевич является одним из действующих лиц); «Пушкинский дом» (сочинения на темы и по мотивам пушкинских произведений, но не инсценировки); «Наше всё» (пьесы на свободные темы, так или иначе связанные с Пушкиным). Три лучшие пьесы из числа присланных на Пушкинский конкурс драматургии, были представлены фестивальной аудитории в формате сценических читок/эскизов, созданных студентами театральных вузов. Новым явлением на лаборатории стало создание читок/эскизов в сотворчестве студентов разных театральных вузов, к тому же в международном формате.  

В номинации «Пушкинский дом» победила Ляля Петухова с пьесой «Выстрел». Ляля окончила Ярославский государственный театральный институт по специальности «Театроведение», затем магистратуру Института филологии и истории РГГУ. Публиковалась в блоге «ПТЖ», журнале «Страстной бульвар, 10» и др. Ведет активную фестивальную деятельность. О себе сообщает: «Но больше всего чувствую, что всё, как надо, когда пишу пьесы». Пьесы входили в лонг- и шорт-листы многих конкурсов драматургии. 

О пьесе «Выстрел»:

В больничной палате пациенты Пушкин, Сильвио и Саня напрасно ожидают прихода врача. Каждый день начинается одинаково, а доктор, которого ждут как Спасителя, так и не придет. Обыгрываются сюжеты из пушкинских «Повестей Белкина» — «Метель», «Выстрел», а также вариации на темы классической драмы абсурда «В ожидании Годо», пьесы Сартра «За закрытыми дверями», чеховской «Палаты №6». Пьеса, построенная как современная драма абсурда, содержит прозрачные отсылки к сегодняшнему дню с нашими напрасными ожиданиями, нашими проблемами, нашими надеждами, не лишенными самоиронии. 

Талантливое постмодернистское произведение выбрал для читки/эскиза Шэ Муцзе (Китай), уже известный нам по лаборатории прошлого года. Шэ — студент Российского института сценических искусств. Курс профессора Геннадия Тростянецкого, старший преподаватель – Наталья Никуленко. Учился на родине в актерской школе. Приехав в Петербург, год изучал русский язык, сейчас владеет им отлично. Поступил сразу на несколько режиссерских курсов РГИСИ, но выбрал курс Г.Р. Тростянецкого.

В читках были заняты студенты мастерской В.Р. Реутова и С.С. Вагановой (кафедра театрального искусства РГПУ им. А.И. Герцена) Дмитрий Медведев, Олег Фрей, Влада Козицына, Элина Исмаилова, Кирилл Плюхин. Шэ для представления пьесы нашел игровые, масочные приемы. У артистов выбеленные лица, искусственные, марионеточные интонации и пластика, медсестра похожа на заводную куклу. Приемы выстроили стиль и жанр эскиза, а студенты живо, увлеченно встроились в эту форму. 

В номинации «Пушкин в жизни» победил Сергей Казанцев с пьесой «Операция “Пушкин”».

Сергей Казанцев – самый взрослый участник лаборатории. Экономист по профессии, защитил кандидатскую диссертацию. Сейчас учится в Литературном институте им. Горького, в семинаре драматургии. Пьесы входили в лонг и шорт-листы различных драматических конкурсов. В 2022 г. пьеса «Слон Иван Васильевич» вошла в лонг-лист драматургической лаборатории ТЮЗа «Пьесочница». Пьесы поставлены в народных и  профессиональных драматических театрах. Живет в Новосибирске.

О пьесе «Операция “Пушкин”»:

В день дуэли с Дантесом, в доме Пушкина появляются два странных человека – полковник Тарасов и майор Белых. Представившись посланниками из XXIII века, они сообщают Пушкину, чем для него закончится предстоящая дуэль и предлагают ему спастись, путём эвакуации вместе с ними в «светлое будущее». Несмотря на все их доводы и уговоры, Пушкин отказывается, и остаётся в своём тысяча восемьсот тридцать седьмом году. 

Читку/эскиз поставила Арети Сейнтариду (Греция), тоже известная нам по лаборатории прошлого года и как актриса, и как режиссер. Арети тоже учится на режиссерском курсе Геннадия Тростянецкого. Актерское образование получила в родной стране, где стала известной актрисой театра и кино. Для обучения режиссуре выбрала РГИСИ.

Сергей Казанцев как правило привносит элемент фантастики, эксцентрики в свои сюжеты, согревая их искренним сочувствием главному герою. А здесь героем является сам Пушкин. Режиссер с пониманием отнеслась к фантастической составляющей, сделав ее достоверной и вместе с тем набросив легкий флер иронии. Эту интонацию задорно подхватили молодые актеры, студенты и выпускники театральных вузов. Легко, эскизно, выразительно играют Юрий Иващенко (полковник Тарасов), Александр Игнатов (майор Белых), Елена Сенковская (Наталья Гончарова). Серьезны и уморительны два образованных особиста, которые даже фамилию Пастернака знают, правда, могут вспомнить только одну его строчку. Харизматичный Андрей Ясинский играет Пушкина живым, подвижным, эмоциональным и вместе с тем уставшим человеком, который, кажется, не очень удивился ни последствиям дуэли, ни своей славе в грядущем. 

В номинация «Наше все» победу одержала Олеся Лихачева с пьесой «ПУШ.KILL»

Олеся Лихачева – драматург, окончила мастерскую Н. С. Скороход в РГИСИ. Пьесы

поставлены в МХТ им. А.П. Чехова, «Балтийском доме», Театре Поколений и др. Живет в Воронеже.

«ПУШ.KILL» — пьеса о том, как мир лишился Пушкина. Амбициозный, но неизвестный поэт Родион понимает, что все забыли Пушкина (вместо Пушкинских карт теперь Чеховские, на театре Пушкина вывеска «Театр Таирова», Пушкинские горы — теперь «холмы Довлатова» и т.д). Судьба дает Родиону ключ к успеху, но он не может заместить Пушкина и присвоить его великие произведения, потому что не помнит их наизусть. Зато его приятель, тусовщик Евгений, сочиняет шутя «Евгения Онегина», не зная о Пушкине и думая, что он сам гениален. Конфликт друзей развивается по партитуре Моцарта и Сальери, но в наше время, с современными героями.

Представил пьесу режиссер ТЮЗа Тимур Кулов. Тимур — выпускник Театрального института им. Б. В. Щукина (курс н. а. РФ Леонида Хейфеца). Ставил в Казани, Буинске, Уфе, Челябинске, Липецке и др. Участник и лауреат многих театральных фестивалей, номинант премий «Золотой софит» и «Золотая маска». Его спектакль «Станционный смотритель» стал триумфатором нынешнего фестиваля «Молодежь. Театр. Фест». 

В читке/эскизе были заняты студенты мастерской профессора кафедры театрального искусства РГПУ им. Герцена Марии Кирилловны Лавровой — Максим Мяленков, Семен Гусаченко, Андрей Лебедев, Владимир Овчинников, Елизавета Антонова, Александра Лянзберг, Полина Соболева.

Напомним, что Мария Лаврова – ученица легендарного Аркадия Кацмана в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии (сейчас – РГИСИ). В 1987-1992 годах была актрисой Ленинградского ТЮЗа. 

Эскиз, поставленный Тимуром Куловым, исполнен юмора, иронии, сарказма, сочных наблюдений за отношениями в сфере шоу-бизнеса. Эксперт Пушкинского конкурса Сергей Козлов точно отметил, что Олеся Лихачева безжалостна к потребительскому отношению, с которым современное общество поглощает и масскульт, и шедевры. Но пародийность, шаржированность сценического рисунка не исключает лирических ноток. Ребята играют азартно, увлеченно, действие развивается стремительно, акценты поставлены остро. 

Александр Вислов, руководитель проекта «Пушкинский конкурс драматургии», модератор лаборатории «Молодёжь. Театр. Lab»: 

— Наш конкурс состоялся, хотя были определенные сомнения, тревоги, что не получим  достаточное количество качественных текстов в каждой номинации. В конечном счете мы, при всех спорах и дискуссиях, получили трех очень достойных победителей. К этим трем лауреатам есть еще, условно говоря, пьесы шорт-листа, к которым можно будет обратиться в дальнейшем. Я предложил директору театра Светлане Васильевне Лаврецовой как-нибудь по осени провести в ТЮЗе акцию под названием «Эхо Пушкинского конкурса», в рамках которой можно представить уже силами артистов театра и талантливых молодых режиссеров – и пьесу Анны Гейжан «Я – Таня Ларина», и пьесу Юлии Вороновой «ОГЭ по литературе», и еще несколько текстов из присланных на конкурс.

И это замечательно, что тема не заканчивается фестивалем, а проект будет продолжен дальше. Думаю, мы сделали современному театру хорошую инъекцию Пушкиным. Уже обращаются с предложениями режиссеры, есть надежда, что эти пьесы получат сценическую жизнь. 

На основе конкурса получилась вполне рабочая лаборатория с перспективой развития. 

Благодаря Шэ Муцзе и Арети продолжился наш международный проект, ребята знают, понимают формат, можно сказать, что они уже уверенные лабораторные режиссеры. Не говоря уже о Тимуре, который прошел огромное количество этих лабораторий и экспериментальных проектов. 

Читки не испортили пьесы, все прошло замечательно, даже больше скажу: при обсуждении к пьесам было больше вопросов и замечаний, нежели к эскизам. Проявился целый ряд ярких, со сценическим обаянием, молодых лиц, таких, например, как исполнитель роли Пушкина Андрей Ясинский. И даже по еще не оперившимся, юным студентам видно, что из них могут вырасти интересные артисты. 

И, конечно, мы надеемся на продолжение лабораторных проектов, на открытие новых режиссерских и актерских имен.