Русский драматический театр из Литвы показал на 18-ом международном театральном фестивале «Радуга» в Санкт-Петербурге трагедию Вильяма Шекспира «Король Лир», поразив зрителей обнаженными телами исполнителей в отсутствии декораций.
Художественный руководитель театра Йонас Вайткус – большой оригинал по части художественной формы спектакля, которая складывается у него из собственного видения выбранного им произведения. Это всегда бьет наотмашь, заставляет биться сердце сильнее, а мозг работать, как компьютер. Казалось, история Короля Лира известна всем и что еще нового можно сказать о неблагодарных двух дочерях, получивших в наследство от отца поделенное надвое государство, а после выбросивших старика в степь умирать. Оказалось многое, если хорошо поразмыслить и проанализировать исходные события шекспировской трагедии, так как безграничная власть порождает вокруг себя безнравственность, где о сострадании не может быть и речи. Ведь Лир, прожив длинную благополучную жизнь, фактически у гробовой доски рождается заново, после того, как испытал на себе все тяготы жизни, голод и холод. Наконец-то он понимает, что счастье заключается не в богатстве и славе, а в человеколюбии, участии в судьбе другого несчастного.
Неслучайно экс- король встречает на дороге скитаний путника, у которого ничего нет, даже одежды, но он мыслит и вынашивает идею всепрощения, если хотите, философию бумеранга. Этим прозревшим путником оказывается Эдмонд, оклеветанный сын богатого лорда Глостера, так же поплатившийся за близорукость выколотыми глазами. Всесильная судьба настигает здесь каждого персонажа, в том числе двух дочерей, твердо уверенных, что богатство оградит их от божьего суда. Ан, нет!
В первую очередь Вайткуса интересовала внутренняя сущность человека, не прикрытая богатыми одеждами и декорациями, способствующие обману и блистательному положению в потребительском обществе. Ибо каждый герой должен быть тем, кем является на самом деле, а не тем, кем кажется. Поэтому он решил раздеть всех героев. Для этого были придуманы специальные телесного вида трико, плотно прилегающие к телу артистов и в полумраке кажущимися голыми.
Вначале эта иллюзия обнаженности рождала шок в зрительном зале, но потом, разгадав режиссерский замысел, публика переключалась на конфликтные ситуации, игру ума и эмоциональные всплески, связанные со страхом, предательством, изменой, ненавистью. Направленный луч света на каждого исповедующегося в монологе персонажа, словно волшебным рентгеном просвечивал его сущность, и знающему зрителю только приходилось следить, как он поведет себя в той или иной ситуации.
Самое интересное заключалось в том, что литовский актер Витаутас Анужис не идеализировал своего Лира. Поначалу он был отвратителен в своей изысканной пластике, напоминающей старого балетного артиста. Он как бы парил над всеми, выставляя указательный пальчик в сторону очередной жертвы собственного величества и всячески приветствуя хвалебные арии дочерей в свой адрес. Поэтому заигравшийся монарх не может простить младшую Корделию, испортившую написанный им сценарий передачи власти. Репризы шута-вольнодумца он пропускает мимо ушей, поскольку они не опасны, так же не опасна послушная свита, заглядывающая ему в рот. Ну, вылитый Фантомас с голым черепом и змеиной улыбкой на устах. Спрашивается, неужели у такого фантома могли родиться добрые дочери? Было одно исключение – Корделия, да и ту он попытался уничтожить…
Когда же у этого чудовища просыпается совесть, и он начинает раскаиваться в содеянном, то сострадание к нему возникает скорее умозрительное из разряда поучительных уроков. Режиссер напрямую обращается к площадному театру, где все пропитано условной природой и внимание сосредоточено на слове, сказанном или подразумевающемся в длинных паузах. И только «голая» массовка на заднем плане, словно скульптурная панорама в меняющихся ракурсах отражает греховную сущность людей, создает внешний художественный образ спектакля, который длится всего-то четыре часа.
Любовь Лебедина // Деловая Трибуна, 6.06.17