Черные стены беспамятства

Театр «Theatrum» (Таллинн, Эстония)
Флориан Зеллер
«ОТЕЦ»
Режиссёр – Мария Петерсон

Пьеса французского драматурга Флориана Зеллера «Отец» приехала на фестиваль в эстонской «транскрипции» — постановке Марии Петерсон. Это история о личной трагедии пожилого человека и его дочери, о неизбежной старости и о том, что она с собой несет.

Главную роль исполняет Лембит Петерсон (символично, что он является отцом режиссера спектакля). Его герой страдает от старческой деменции. От эпизода к эпизоду становится все сложнее понимать происходящее: меняются актеры в одной роли, меняются планы и мотивировки главных персонажей. Непонятно, что правда, а что вымысел; кто существует на самом деле, а кто лишь плод воображения главного героя.

Весь спектакль поделен на небольшие эпизоды. Сцена погружается в темноту, из нее же и возникает – как будто бы это воспоминания или спутанные мысли главного героя. Сама сценическая площадка уже указывает на это: полупустая комната с черными стенами и пятью дверными проемами. Обставлена она неравномерно, как если бы это были просто выхваченные из полноценной комнаты части: диван со столиком слева; большой стол справа; два столика с телефоном и с графином воды – на авансцене и у задника. И освещается сценическая площадка не полностью, а такими «островками» приглушенного света – как в воспоминаниях. В декорациях существует смешение изящного (красивый диван, старинная позолоченная люстра со свечами, узорчатые рамки) и минималистического (черный стол, голые стены). Слева висит пустая картинная рамка, которая показывает: памяти больше нет. Поэтому так цепляется главный герой за свои часы – без них у него нет даже времени, с ними же он еще существует и находится в связи с реальностью. Со второго действия начнут постепенно исчезать элементы обстановки пока не останется ничего, кроме черных стен и больничной койки – только забвение и болезнь. И если в начале главный герой еще в костюме, то в конце он оказывается в одной пижаме. Потерянность, погружение в недуг выражается еще и в том, что ближе к концу некоторые сцены повторяются, как бы самовоспроизводятся в его сознании…

Спектакль очень тихий. Единственная музыкальная композиция, звучащая в спектакле, появляется в перерывах между сценами. В остальном, помимо голосов героев, нет никаких звуков – все мягко и бесшумно.

Сама по себе история сложна психологически. И Лембит Петерсон очень точно передает душевное состояние героя: внешне крепкий и адекватный, он теряется в закоулках памяти, страдает от своей потерянности и, как маленький мальчик, зовет маму в финале. Превращение взрослого мужчины в беззащитного ребенка подчиняет себе всех героев спектакля. Вокруг главного героя мелькают персонажи, и каждый по-своему реагирует на происходящее. Но сожаление вызывает только его дочь (Лиина Олмару), которая страдает больше своего отца. Действие начинается со спора двух этих персонажей, он продолжится весь спектакль. Но возникает он не от ненависти, а от любви и неспособности помочь.

Спектакль оставляет вас в подавленном состоянии. Его финал грустен и безжалостен, как и сама жизнь, конец которой может оказаться таким же печальным, как и у главного героя.

Анна Иванова, 1 курс театроведческого факультета РГИСИ
Фото Натальи Кореновской