Деловая Трибуна, 1 июня 2018
Рецензия Любови Лебединой на спектакль драматический театра Варшавы «Мера за меру»
Во время белых ночей в Санкт-Петербурге проходит один из выдающихся европейских фестивалей «Радуга». Это название родилось 19 лет назад, как дань грандиозному театральному празднику на сцене ТЮЗа имени А. Брянцева под патронатом Президента Российской Федерации и при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.
Год от года «Радуга» росла и развивалась, набирал силу и популярность не только в нашей стране, но и за рубежом. В чем несомненная заслуга президента Российского центра АССИТЕЖ, художественного руководителя проектов питерского ТЮЗа Адольфа Шапиро и руководителя фестивального проекта, директора театра Светланы Лаврецовой.
2018-ый год оказался одним из самых урожайных, собравший 400 российских и зарубежных деятелей сцены из Москвы, Ярославля, Пскова, Краснодара, Красноярска, а также из Франции, (спектакль Ришара Мартэна «Память и море» открывал фестиваль), Италии, Китая, Эстонии, Белоруссии, Венгрии, Польши, Литвы, Словакии, ну и завершится театральный форум спектаклем хозяев «Зимняя сказка» по пьесе Вильяма Шекспира.
В отличие от других фестивалей — республиканских и региональных тут нет премий и призов, все интересны в своих творческих высказываниях и художественных видениях, что создает дружескую атмосферу, возможность общения на равных, не исключающего позитивную критику.
Во время спектакля Драматического театра Варшавы «Мера за меру» зрительный зал был переполнен и тому есть причины. Во-первых, постановщик Оскарас Коршуновас из Литвы давно зарекомендовал себя, как режиссер оригинальный со своим творческим почерком и поразительным умением открывать в классических произведениях то, что сегодня особенно тревожит и волнует зрителей. Во-вторых, польские артисты всегда отличились удивительным мастерством, интеллектом и необыкновенной выразительностью, позволяющей им держать зрительный зал в напряжении.
Не будь этих качеств, вряд ли Коршуновас выбрал такую сложнейшую пьесу, сплошь состоящую из монологов с рядом политических параллелей, разоблачающих метаморфозы власти. Так новый правитель, выбранный королем, использует мораль, чтобы установить свой диктат, апеллируя высшим законом, не подлежащим обсуждению. Даже когда речь идет о казни человека, согрешившего прелюбодеяние, в то время, как в обществе царит неприкрытый разврат, «стукачество», а тайна исповеди нарушается.
В общем, суд присяжных, это некая ширма в угоду объявленной свободе слова, которой на самом деле нет, как нет и неподкупных, справедливых судей. Поэтому Фемида представлена режиссером в виде полуголой проститутки, использующей жезл власти для порнографических упражнений, как в ночном клубе. Высокий суд, это тоже нечто в виде клуба аморальных типов, выползающих из разных щелей, подобно тараканам.
Картина, прямо скажем, безрадостная, жуткая. О предстоящей казни Клавдио говорят, как о само собой разумеющемся факте, а порочный наместник Анжело, изображая из себя принципиального правдолюба, предлагает сестре смертника заплатить своей невинностью за возможное помилование. Подлая интрига закручена довольно сильно, здесь нельзя пропустить ни одного слова, так как, по мнению святых отцов, есть большая разница между соблазненным и свершившим грех. И если первого отступника можно простить, то второй — представляет угрозу всему обществу и его надо казнить в назидание всем. Из чего можно сделать вывод: не надо пугать преступившего черту дозволенного гиеной огненной, реальный ад уже существует здесь, на земле, только мы к нему привыкли по мнению Оскараса Коршуноваса, и польские артисты с ним абсолютно согласны.