Академия исполнительских искусств (Братислава, Словакия)
Бард Брейен
«ИСКУССТВО НЕГАТИВНОГО МЫШЛЕНИЯ»
Режиссер – Матиуш Бачинец
Текст Валерии Николаевой
«Искусство негативного мышления», привезённый к нам из Словакии, вошёл в офф-программу фестиваля «Радуга». Это спектакль, сделанный студентами Академии исполнительских искусств в Братиславе. Режиссёр – Матиуш Бачинец.
Спектакль начинается сеансом у психотерапевта. Актёры сидят лицами к зрителю в такой близости, что и зритель невольно вовлекается в этот процесс. Но приём психолога в театре это что-то на грани абсурда – ну как, скажите, ролям поможет прийти от несчастья к счастью то, что они весь свой негатив выговорят в особый мешочек, когда вся суть в театральном действии, а не разговоре? Кажется, и люди в реальной жизни занимаются тем же абсурдом. Тем не менее психолог Тори жизнеутверждающе заявляет своим пациентам: «Мы будем мыслить позитивно!».
По сюжету герои наделены разными проблемами. Гейре не может передвигаться без коляски, а его жена Ингвилд, ухаживая за ним, страдает от вечных ссор. Марта с такой же проблемой, как и у Гейне, оказалась в коляске по вине мужа, и они вместе пытаются сохранить семью. Проблема Лиллемор скорее психосоматическая, она не может держать голову высоко поднятой и вынуждена носить шейный бондаж. Айсбьорн, в прошлом бизнесмен, теперь обездвиженный и лишённый речи. Эти шесть персонажей, под руководством психолога, находясь в доме Гейре и Ингвилд, учатся искусству позитивного мышления.
Спектакль вынужден пользоваться кинематографическим приёмом быстрой смены сцен, так как в основе его взят сценарий Барда Брейена. Сценическое пространство, представляющее собой квартиру с несколькими комнатами, гостиной и туалетом, сохраняет одну локацию, но действие составляется выхватыванием света из темноты героев, занимающих разные комнаты. И вначале с помощью этого приёма режиссёр обособляет Гейне от остальных. Где они – там весёлая музыка и «позитив», а где свет выступает объективом камеры и показывает Гейне – там звуки войны и «негатив».
Постепенно спектакль выстраивает картину бытовых и личностных проблем этих героев: кризис отношений, депрессия, непринятие себя и своей жизни, — вот это всё, чем вообще болен 21 век, врач которому – психотерапевт. Но здесь Тори уже в середине действия умывает руки, оставляя пациентов самих разбираться со своими проблемами.
Разрешение вопросов найдено очень простым сценическим способом. Чтобы перешагнуть проблемы, которые есть у каждого героя, надо всего лишь разрушить сцену: бить посуду, актёрам кричать так громко, как кричат в любительском театре, заблевать всё вокруг, сломать пару фоторамок, разбросав везде осколки, подраться, напиться, ходить с голой жопой и переспать с чужой женой. В общем, устроить сценический хаос, который сам неожиданно выстроится в гармонию. В гармонию пофигизма и наслаждения жизнью. И ведь это действительно целое искусство – искусство негативного мышления.
Валерия Николаева, студентка второго курса театроведческого факультета РГИСИ
Фото Натальи Кореновской