Интернет-журнал Музкуб, 4 июня 2018 года.
Рецензия Марины Константиновой на спектакль Академии исполнительских искусств «Искусство негативного мышления»
Культурная жизнь нашего города традиционно бьет ключом, без перерывов и каникул. В эти дни Петербург уже в девятнадцатый раз принимает международный театральный фестиваль «Радуга». 1 июня в рамках off- программы все желающие смогли оценить постановку Академии исполнительских искусств (Братислава, Словакия) «Искусство негативного мышления».
«Ломаем стереотипы», — пожалуй, так можно сформулировать основной посыл спектакля. И это проявляется во многом: начиная от весьма вызывающего названия и заканчивая явной провокационностью самой постановки. Группа инвалидов, проходящих сеанс психотерапии, свято верит в счастливое будущее. Они полноценные члены общества, невзирая на все недуги, у них обязательно все сложится самым лучшим образом. Их ждут путешествия и самые блестящие перспективы. Во всяком случае, так уверяет куратор группы, активная и амбициозная молодая женщина. Она и себе не дает расслабиться, и требует аналогичного поведения от своих подопечных. Все мысли должны протекать исключительно в положительном направлении. «Проблему не нужно понимать, чтобы ее решать», — таков девиз психотерапевтической группы. Но вот в устоявшуюся компанию позитивно мыслящих инвалидов вводят нового кандидата.
И вот здесь-то всех ждет срыв покровов и слом шаблонов. Новенький не хочет быть, как прочие участники психотерапевтической группы. Говоря по правде, он вообще не желает туда вступать – это инициатива его любящей жены. Ему смешны все эти нарочито бодрые фразы и остроумные приемчики вроде «фу-мешочка» для выпуска негативных эмоций. Фальшивый позитив приводит прикованного к инвалидной коляске Гейра в бешенство. И он не стыдится своей боли, своего страдания. Весь этот насильственный призыв к радости улыбками становится тем самым добром с кулаками, о котором всегда столько споров.
Но рано или поздно все тайное становится явным. Под напором Гейра прочие участники группы обнажают свои потаенные эмоции. Хрупкое стекло позитива разбивается вдребезги, раня своими осколками всех без исключения. Вскрываются факты супружеских измен (да, прикованную к коляске жену, быть может, можно любить сердцем, но никак не телом!), открываются детали биографии героев (у кого-то в анамнезе рак, а не депрессия), но самое главное – выясняется, что предводительница этого позитивного движения ненавидит и презирает своих пациентов. Ложь и фальшь во всем. Только Гейр честен как с самим собой, так и с остальными. Как ни странно, но именно ему удается привнести перемены в жизни других. Психотерапия расписывается в собственной беспомощности.
Постановка пронизана духом ранних фильмов Ларса фон Триера, недаром, действие происходит в Норвегии. Самые глубинные и потаенные загадки человеческой души безжалостно обнажены, моральные ценности перевернуты с ног на голову. Вопросов к самому себе и окружающему миру возникает предостаточно.
Спектакль способен изрядно шокировать зрителей, но при этом заставить нас задуматься. В самом деле, не перекормлены ли мы этим самым позитивом? А нам главный герой предлагает не маскировать синяки страданий, не замазывать их оптимизмом, не припудривать наивностью. Если уж страдаешь – страдай, признай свою неполноценность, смирись, сдайся, будь откровенен с собой. Прими себя, каким есть. И только опустившись на самое дно, можно двигаться куда-то выше. С широко открытыми глазами. Без розовых очков оптимизма.