Транзитная зона

Государственный Малый театр Вильнюса (Литва)
Паулина Пуките
«ГОРЕМЫКА И БЛАГОДЕТЕЛЬ»
Режиссер – Габриэле Туминайте

Текст Элины Никульшиной

В спектакле Габриэле Туминайте на сцене будто существуют два полюса – это миры горемык и благодетелей. Но как бы они не были различны, это не столкновение, а симбиоз. Параллельно на сцене разворачивается два действия. Деятельный «офисный» мир с часами и стикерами на стене постоянно кому-то звонит, куда-то торопится, ходит к кулеру или переворачивает бумаги. Главное – быть чем-то занятым, постоянно что-то делать, все контролировать. Рядом – это важное слово для спектакля – лежит большая деревянная паллета, на которой могут расположиться мигранты, почувствовать себя в безопасности. Как в стерильной/транзитной зоне в аэропорту, где не может быть чьей-либо власти. Бездействие загнанных в угол и суета деятельных людей, жажда покоя и перемен, осмысленное и машинальное поведение – все это существует параллельно, превращаясь из дисгармонии в парадоксальную гармоничность жизни. Все разделяется на зоны, каждый занимает свою нишу, не у каждого есть свой угол. Рядом всегда кто-то есть, и его нужно учитывать, но он все равно будет на расстоянии… Спектакль не вызывает острых эмоций, не пытается заразить зрителя каким-либо настроением, передать определенное состояние. Зритель тоже находится «на расстоянии» от спектакля. Кажется, что в начале действия произошла накладка – перевод текста, выводящийся на экран, невозможно было прочесть. Не было ли это заложено режиссером? Ведь в самом спектакле о понимании речи не идет – «благодетели» говорят на английском, международном языке, но ни мигранты, ни даже некоторые зрители в зале его не понимают. Невозможность договориться и парадоксальная невозможность существования горемык и благодетелей друг без друга – вот конфликт. Отдельные персонажи, у которых есть своя, личная, история – горемыки, а не благодетели. Женщина, укравшая сумку, мужчина, потерявший документы – выпали из мира, в котором были, решили найти свое место вне Литвы и тут же будто противопоставили себя всему обществу. Спектакль Габриэле Туминайте, дочери Римаса Туминаса, и текст Паулины Пуките говорят о взаимодействии человека и общества. О том, насколько они могут существовать рядом. И должны ли быть какие-то границы? Что такое гражданин мира, и какого мира? Весело сыгранная на пианино мелодия «офисной» служащей с бейджиком на шее, напевающей «Лондон, Лондон, Лондон», звучит зловеще. К «Лондону» стремятся горемыки, «Лондоном» владеют благодетели. Но что это дает Человеку?

Элина Никульшина, студентка третьего курса театроведческого факультета
Фото Натальи Кореновской