Театральная компания города Порденоне (Италия)
«Экспериментальная Актерская школа»
«ЖИТЕЛИ АРЛЕКИНИИ»
Текст и исполнение — Клаудия Контин Арлекино
Режиссёр — Ферруччо Меризи
Текст Полины Буровской
«Жители Арлекинии» — это не спектакль, но театрализованная лекция-экскурсия в мир масок комедии дель арте. Клаудия Контин Арлекино подробно и любовно рассказывает о каждом персонаже и о том, как актеры разбирают и «деформируют» свое тело.
Они разделяют его на четыре «зоны»: голова, грудь и руки, «зона голода» и ноги, и для каждой из масок история подобрала уникальное положение. Актеры комедии дель арте как бы изменяют каждую из своих зон, исходя из характера и истории своей маски.
Так, например, для создания образа Дзанни нужно узнать всю его историю — это человек труда, живущий в горах, с мозолистыми руками, готовый и любящий работать, потому его кисти выставлены вперед, центр тяжести смещен вниз, так, что колени развернуты и полусогнуты, ходит он тяжело, с силой выбрасывая тело вперед. Однако позже он переезжает в Венецию, и море приводит его в восторг — шея вытягивается, голова подается вперед, приоткрывается рот. Неустойчивые полы нижних помещений венецианских домов вынуждают его встать на носочки, сделать шаг более быстрым. Он — воришка, движется быстро и хаотично, но, когда хозяин зовет его, не сдвигается с места, и чаще Панталоне приходится приближаться к нему самому.
Актриса вывела на сцену четверых людей разного телосложения, чтобы продемонстрировать, как деформация тел разных типов приводит к тому, что они выглядят, как если бы были семьей. Маска, даже еще не надетая, но отраженная во всем положении тела, превращает всех актеров в равноценных Дзанни. Влюбленные, например, и вовсе не носили масок, все их тело превращалось в нее. Мастерство маски передавалось от учителя к ученику: «Актеры умирают, а маски остаются».
Вместе с телами деформируется голос, и актеры в процессе обучения должны, выполняя сложные упражнения, петь не выходя из образа маски, например, с пережатой грудью, как у Панталоне, который поднимает локти и подается вперед, когда видит красивую женщину. Они должны принять эту деформацию, изменение дыхание и голоса. Актриса полусерьезно шутит, сама запыхавшись от демонстрации Арлекино: «Либо умрешь, либо найдешь голос персонажа, который поет».
Маска — не одежда актера, она не скрывает, а наоборот, обнажает его. Актер, стоящий в маске из кожи, кажется нелепым, его обнаженные ступни сразу кажутся слишком большими, ему хочется куда-то их спрятать. Он кажется себе голым. Поэтому прежде всего он должен быть «одет» в архетип своего персонажа. Маска скрывает лицо, и потому «говорить» должно все тело. Только когда заговорит тело, актер надевает маску, но сперва превращая в своеобразную маску собственную кожу: с помощью грима скрывается белизна век, так, чтобы особенно ярко-белыми были глазные яблоки. Маска скрывает лишь половину лица, и боковые стороны челюсти так же покрываются коричневым гримом — под цвет кожи маски. На губы наносятся мелкие черточки, превращающие их в дерево, как у марионетки, так, что каждое движение рта теперь будет особенно видно. На шее появляются шесть полос, и она кажется особенно подвижной, вытягивается, кажется, еще дальше, и наоборот, сжимаясь, прячет голову еще глубже в плечи.
Тогда актер надевает маску, превращаясь в Дзанни, Панталоне или Арлекино.
Полина Буровская, студентка первого курса театроведческого факультета РГИСИ
Фото Натальи Кореновской