Под солнцем Арлекинии

Театральная компания города Порденоне (Италия)
«Экспериментальная Актерская школа»
«ЖИТЕЛИ АРЛЕКИНИИ»
Текст и исполнение — Клаудия Контин Арлекино
Режиссёр — Ферруччо Меризи

Текст Лидии Прохоровой

Бывали ли вы в стране Арлекинии? Над этой страной всегда ярко светит солнце, здоровяки-Дзанни, спустившеся с гор, там ходят на цыпочках, Влюбленные пугаются сами себя на каждом шагу, средний возраст Панталоне достигает 390 лет, а против соблазнительных предложений рогатого Арлекина не в силах устоять ни одна дама.

2 июня Клаудиа Контин Арлекино провела для собравшихся в большом зрительском фойе ТЮЗа экскурсию в эту удивительную страну традиционной итальянской комедии дель арте. Спектакль «Жители Арлекинии» из итальянского города Порденоне (режиссёр – Ферручо Меризи) стал логическим завершением цикла мастер-классов о новой комедии дель арте, проведённых на фестивале 30, 31 мая и 1 июня Контин и Меризи. Клаудиа Контин – первая в мире исполнительница традиционно мужской роли Арлекина, и псевдоним Арлекино стал её второй фамилией (и на спектакле актриса рассказала, что важную роль в принятии решения официально взять эту фамилию сыграли её коллеги из иркутского ТЮЗа, с которым сотрудничает театральная компания из Порденоне).

Сама исполнительница обозначила жанр как спектакль-лекция, но будем честны: при всей отточенности профессионального мастерства Контин, её заразительной увлечённости традицией и современной практикой комедии дель арте, остроумии, изобретательности и солнечном итальянском обаянии, лекции (с элементами показа) в этом действе было больше, чем спектакля.

Вместо заявленных полутора часов продолжительность спектакля-лекции разрослась на более чем два, и за это время зрителям удалось получить «из первых рук» огромный объем уникальных знаний о комедии дель арте. Начав с технологии изготовления маски, Контин рассказала и продемонстрировала на практике принципы контакта актёра с маской и «языка тела», основного средства выражения актера в маске (остановившись отдельно на работе разных частей тела: голове и шее, отвечающих за мысли и чувства, верхней части корпуса, говорящих об отношении персонажа с другими людьми, и нижней – «области аппетитов»), а затем подробно исследовала законы сценического существования четырёх традиционных масок: брутального приземистого слуги Первого Дзанни, заполняющих романтическую лакуну (из-за запрета на высмеивание на сцене аристократов) хрупких Влюбленных, демонического бездельника Арлекина, ведущего свою историю от Данте, и редкой в преимущественно мужском окружении женской маски служанки Коломбины-Серветты.

В комедии дель арте «четвёртая стена» отсутствует – и Контин активно вовлекала зрителей в действие, маски входили в прямой контакт со зрителями – а те, как дети, были рады приглашению в игру и становились участниками действия. Выбранные исполнительницей добровольцы воспользовались уникальной возможностью прожить несколько минут по законам существования масок (и автор этих строк получила незабываемый опыт бытия первым Дзанни). Полноправной партнёршей актрисы выступила и очаровательная переводчица Дарья Корсуновская, ярко проявившая себя мягкой пластичностью в образе прелестницы-Серветты.

Отдавая должное мастерству и увлеченности создателей спектакля-лекции, нельзя не задуматься о его целевой аудитории. Несомненно увлекательный и полезный для театроведов и театральных практиков, а также для людей, увлечённых итальянским театром и культурой Италии в целом, этот спектакль может лежать в стороне от интересов массового зрителя. И здесь, видимо, следует пожелать организаторам фестиваля более точно указывать жанр спектакля в его программе.

Завершила спектакль-лекцию импровизация, сыгранная Контин под маской Арлекина, мастерство исполнения которой актриса оттачивает уже многие годы. Плутоватый и невероятно пластичный Арлекин совершенно очаровал зрителей, на глазах у которых утащил из зала несколько дамских сумочек и двух прекрасных дам, и эта прекрасная троица выглядела на сцене совершенно счастливой. И само солнце, невероятно яркое в этот день в Петербурге, поработало осветителем на этом представлении, направляя свои лучи на сцену через грандиозную стеклянную стену тюзовского фойе.

Лидия Прохорова, студентка магистратуры РГИСИ