РИАТрибуна
3 июня 2016
текст Л. Лебединой
Сегодня в век компьютеризации и наступающей по всем фронтам мультикультуры очень важно поддержать становление внутренне свободной личности, сформированной национальной культурой и словесностью.
Но где, стоящая на пороге сложного и непредсказуемого бытия молодежь, может получить ответы, как сделать так, чтобы жизнь была наполнена созиданием и уважением к себе и людям?
Скорее всего, множество ответов кроется в недрах великих художественных творений, заложенных в них понятий добра, зла, справедливости, которые потом реализуются в постановках. Вот об этом и пойдет речь на примере международного театрального фестиваля «Радуга» в Санкт-Петербурге, ставшего лауреатом Премии Правительства Российской Федерации. Обращаясь к юношам, обдумывающим свое житье, его организаторы – ТЮЗ имени Брянцева во главе со Светланой Лаврецовой, составляя афишу из отечественных и зарубежных спектаклей, изначально ориентировались на мощный интеллектуальный потенциал, залеженный в любых жанрах, исключая развлекательные шоу, которыми и без того переполнены российские телеканалы, похожие, как близнецы-братья.
Не подумайте, будто фестиваль собрал скучные проекты, обучающие молодежь уму – разуму, иначе бы он не продержался 17 лет. В первую очередь, это смелые, острые, не поддающиеся утилизации художественные произведения в трактовке режиссеров под современным углом зрения. Пока «Радуга» — единственный фестиваль на постсоветском пространстве, открыто позиционирующий губительную силу агрессивной власти, порождающей противные человечеству войны, а значит и дегуманизацию общества. Поэтому, когда в афише появился спектакль из Тегерана, всем захотелось узнать: как иранцы реагируют на военные конфликты своей израненной земли. Оказалось, что для этого очень подходит Вильям Шекспир, ну а Макбет в одноименной пьесе – наглядный пример честолюбца, прокладывающий путь к трону через убийства бывших соратников и реки крови безвинных жертв.
В метафорическом спектакле Резы Сервати, где даже леди Макбет играет актер, красный цвет является доминирующим. Неслучайно черный квадрат Малевича превратился в красный, а божий глаз, взирая с небес на палачей, посылает им нравственные терзания, потерю разума и потомства. Человеческий зародыш навсегда останется законсервированным в стеклянной колбе. Но поскольку войны продолжатся, то мумии злодейской пары в оживут, и будут вдохновлять новых завоевателей. Иранский спектакль «Макбет» заслуженно получил приз Ассоциации театральных критиков, чего не скажешь о другой постановке русского драматического театра из Казахстана «Язычники». Это формальное сочинение литовского режиссера Йонаса Вайткуса с неподвижно сидящими артистами, не открывающими глаз, если и вызывает какой-то интерес, то темой безверия при распаде нечем не примечательной семьи, коих тьмы и тьмы, как утверждает драматург Анна Яблонская. На месте экспертов я бы не оставила без внимания спектакль питерского ТЮЗа «Носороги», предвестника коричневой чумы и зомбирования нации правом сильного. Юным зрителям, попавшим на этот спектакль, несказанно повезло. Помимо лицезрения движущихся муляжей носорогов и того ужаса, который испытывали добропорядочные граждане, постепенно привыкая к странному явлению и вступая в ряды парнокопытных, их так же катали на круге внутри панорамы города – призрака.
В какой-то степени это театральная аллегория, художественный вымысел Эжена Ионеско, но с серьезным прицелом на толпы безвольных людей, не способных противостоять насилию, даже в стиле фантастического абсурда и готовых подчиняться любой власти вопреки здравому смыслу и собственному достоинству. Авторы спектакля Николай Рощин и Андрей Калинин, можно сказать, схватили за хвост «синюю птицу» удачи, наступив на больной мозоль современности – уничтожении в человеке человека, а самое главное – личности, не желающей противостоять окружающему безумию. Только внутренне свободный человек, не способный молчать, может бороться со злом, отвергая меркантильную выгоду.
Неудивительно, что в начале ХХ1-го века режиссеры вновь стали обращаться к драматургии ярого антифашиста Бертольда Брехта, создавшего гениальную пьесу «Что тот солдат, что этот». Не меньший интерес вызывает у постановщиков и «Добрый человек из Сычуана», с которого начинался театр Юрия Любимова. Широко востребованный Искандер Сакаев тоже прикипел к «Доброму человеку…» в Альметьевске, увлекая за собой молодежную труппу татарского театра, и не проиграл, так как использовал приемы открытого игрового театра с элементами площадного искусства и национальную природу артистов, способных мгновенно переходить от лирики к агрессии и обратно. Только равнодушный критик мог объявить татарский спектакль провальным. Мало того, что ему не хватило такта, он еще и продемонстрировал эмоциональную глухоту, не заметив режиссерской сверхзадачи, направленной на толпу нуворишей, пытающихся жить «на халяву». Три бога, спустившиеся на землю в поисках доброго человека находят столь редкий экземпляр в лице девушки легкого поведения Шен Те и награждают ее богатством, после чего она тоже хочет всех осчастливить, но, как говорится, благими намерениями дорога в ад выстлана. По сути, эта философская притча предлагает молодежной аудитории самой решать – уповать на манну небесную или строить свою судьбу по законам нравственных ценностей.