Времена не выбирают

INTER FOCUS
8 июня 2016
текст Н. Мазур (Ганновер)

Слова поэта Александра Кушнера: «Времена не выбирают, в них живут и умирают…», наверное, вспоминались не одной мне во время замечательного Международного театрального фестиваля «Радуга», уже в 17-й раз проходившего на сцене Петербургского Театра юного зрителя им. А.Брянцева. Вопреки «трудным временам» (а бывают ли «легкие»?) создатели фестиваля перекинули многоцветный мост «Радуги» между странами и континентами.
Перед началом театрального праздника художественный руководитель проектов ТЮЗа Адольф Шапиро сказал: «Все меняется, — и вокруг, и в нас самих, — но радужные надежды, связанные с фестивалем, неизменны, как наступление белых ночей». А руководитель фестивального проекта, директор театра Светлана Лаврецова подчеркнула: «Мы размышляем о сценическом искусстве для молодежи».

Что же принесло «племя младое, незнакомое» на фестивальную сцену на сей раз, оправдались ли надежды создателей фестиваля и зрительской аудитории?

Говорят, если в фестивальной программе был показан спектакль, вызвавший единодушное и безоговорочное восхищение, то фестиваль состоялся. Таким спектаклем оказался «Макбет» молодого режиссера Резы Сервати (Маx Theatre Group, Тегеран, Иран). В этом удивительном театральном действе, начисто лишенном штампов, Реза Сервати выступил и как режиссер, и как сценограф, и как драматург, и как хореограф. Пятеро мужчин-актеров, послушных его творческой воле, создали на сцене целый мир, — зловещий, жестокий, непредсказуемый и многозначный. Слово, танец, жест, музыка, цвет, свет сплавлены в строгую, математически выверенную структуру. Дуэт Макбета (актер Наваб Соран) и леди Макбет (актер Мортеза Эсмаилкаши) безжалостно исследует природу необузданных страстей и тонкую грань между человеком и зверем, которую так легко переступить. Очень сегодняшний и очень глубокий спектакль извлек из шекспировской трагедии квинтэссенцию: неуправляемые страсти ведут к гибели; дорога к власти, устланная трупами, – всегда дорога в один конец.
Преступление вечно, — но вечно и наказание…

К новому поколению зрителей обращен спектакль МХАТа им. А.П.Чехова
(Москва) «Бунтари» в постановке Александра Молочникова, открывавший фестиваль. Молодой режиссер создал фантастическое музыкально-вербально-пластическое действо на тему бунтарства в России в разные исторические эпохи (композитор Игорь Вдовин, художник Николай Симонов, костюмограф Мария Данилова). Авторский спектакль полон веселой иронии, он далек от священного трепета по отношению к историческим персоналиям, — Пестелю, Пушкину, Нечаеву, Каховскому, Перовской, Лопатину и прочим бунтарям двух последних веков. Актеры разных поколений на сцене «смеясь, расстаются с прошлым». Время размышлять о дне завтрашнем, видно, еще не пришло…

Спектакль ТЮЗа им. Брянцева «Носороги» по пьесе Эжена Ионеско тоже авторский; его создатели, молодые режиссеры Николай Рощин и Андрей Калинин, новаторски подошли к известной абсурдистской пьесе прошлого века. Превращение людей в стадо, потеря человеческого облика, физического и духовного, происходит пугающе легко, — вместе с Ионеско утверждают творцы спектакля. В замкнутом белом круглом пространстве, где действие происходит по периметру круга, а зрители вращаются вслед за персонажами (собственно, где мы, — в морге, в чистилище, везде и нигде?), четыре стража охраняют трупы. Они, эти стражи, — две девушки в хиджабах и два парня, — оживляют персонажей, бесстрастно переговариваясь на незнакомом языке. Изначально подчиненные их воле, пятеро мужчин и женщина послушно следуют указаниям, — принимают процедуры, ложатся и встают, пьют некий инфернальный коньяк, и не ведают главного: им предстоит превратиться в носорогов. И вот уже телевизионная программа расхваливает носорогов: какие они гуманные, как любят детей, как прекрасно поют!. Противостоять «оносороживанью» трудно, практически невозможно, и вот уже только один пьяница Беранже (засл. артист РФ Игорь Шибанов) находит в себе силы остаться человеком. Но надолго ли? Носороги смыкают кольцо, их тени зловеще покачиваются за белыми стенами. И церковный хорал (композитор Иван Волков) не спасет: четыре стража тотчас же запоют свои молитвы, перекрывая музыку…
Спектакль — метафора, спектакль – предупреждение…

Своеобразная перекличка поколений: к «молодой» драматургии (автору Анне Яблонской, погибшей во время теракта 2011 года в аэропорту Домодедово, суждено навеки остаться молодой) обратился маститый литовский режиссер Йонас Вайткус, поставивший пьесу «Язычники» на сцене Академического русского драмтеатра им. М.Горького (Астана, Казахстан).
Среднестатистическая семья, — отец, мать, дочь, — живут каждый своей жизнью, далекой от духовности. Приезд верующей бабушки (актриса Наталья Матвеева) меняет ситуацию: она активно обращает этих «язычников» в истинную веру. Результат ее усилий сомнителен: внучка чудом выживает после попытки самоубийства, семья распадается, сама бабушка умирает. Но «все к лучшему в этом лучшем из миров», — раны затягиваются, жизнь идет дальше, и процесс богоискательства у героев, очевидно, продолжится… Режиссер «изъял» персонажей из быта: актеры неподвижно сидят на стульях лицом к залу, их глаза закрыты, и лишь в конце спектакля они откроют глаза ( но вряд ли «узрят свет истины»). Такой сценический аскетизм сосредоточил внимание зрителей не только на произносимом тексте, но и на внутренних монологах персонажей.

«Это молодая история», — говорит об «Идиоте» Достоевского Григорий Козлов, руководитель санкт-петербургского театра «Мастерская». И, действительно, обстоятельному четырехчасовому спектаклю присуща какая-то удивительная свежесть (впрочем, это, кажется, отличительная черта творческого почерка режиссера Г. Козлова).
Многофигурная композиция не имеет внутренней статики даже в статичных мизансценах. Наивный, пришедший, кажется, из сегодняшней улицы князь Мышкин Максима Студеновского; мощный, брутальный Рогожин Сергея Олимпиева; Настасья Филипповна Марии Валешной, в чьем презрении к деньгам чудится обратное; властная, с непростым внутренним устройством Аглая Полины Сидихиной…
Не дыша, внимает публика, премущественно молодая, длинным монологам… «Нескучная классика»? Или необходимая классика? Есть над чем задуматься.

Жанр моноспектакля, исповедальность которого столь востребована в последнее время, был представлен на фестивале несколькими работами, среди которых выделялись две: «Были слезы больше глаз» (Орловский театр для детей и молодежи «Свободное пространство», Россия) и «Полет» (театр «Обсерватория», Рига, Латвия)

Молодая актриса Валерия Жилина позволила зрителям прикоснуться к внутреннему миру великой русской поэтессы Марины Цветаевой, и сделала это так тонко, так пронзительно, с такой самоотдачей и чувством стиля, что могла бы обезоружить любого строгого критика. Режиссер Александр Михайлов и художник Мария Михайлова, кажется, растворились в актрисе, но это они создали таинственное, завораживающое духовное пространство, в котором так легко дышится персонажам цветаевской «Повести о Сонечке». Любовь, дружба, поэзия, театр, притяжение сердец, — и вздыбленный мир за окнами, как океан в бурю… Мир, требующий мужества… Мир, отнимающий тех, кто дорог…

Творческий тандем режиссера Галины Полищук и молодого популярного латышского актера Андриса Булиса оказался удачным: они создали теплый, по-человечески трогательный, светлый, но не сентиментальный спектакль. Андрис по-своему продолжает поиски Евгения Гришковца в области авторского моноспектакля. Он сам написал пьесу «Полет», — о детстве и юности, о школе и первой любви, о том, что сделано, и что не получилось… Течение жизни и попытка понять, — под гул самолетных двигателей, под ровный голос стюардессы, — есть ли во всем этом скрытый смысл? Или смысл жизни – в ней самой?

Поиск смысла жизни свойственен вступающим в жизнь, — так принято считать, и это правда. Но разве старшее поколение, оглядываясь назад, не задается тем же вопросом?
В сущности, между поколениями гораздо больше общего, чем может показаться. Мы все плывем в одной лодке, пытаясь понять, зачем и куда.
И все спектакли фестиваля «Радуга» — об этом.
О поисках смыслов.