ТРАНЗИТ. ОСТАНОВИТЕ МУЗЫКУ
Проектный театр R.A.A.A.M. (Таллин, Эстония)
Режиссер — Дмитрий Егоров
Текст студента театроведческого факультета РГИСИ Антона Алексеева
Документальный «gala сoncert» — так создатели определили жанр этого спектакля. Но для меня, сначала, это больше походило на урок по истории музыки. Знаете, когда преподаватель рассказывает истории из жизни Бетховена, Баха, Вагнера – а ты сидишь в свои 10 лет и думаешь, а зачем мне все это о них знать? Только здесь и масштабы творчества не так велики, да и мы все-таки не на уроке, а в театре. Актеры выходят, и, не играя кажется, ролей рассказывают истории – пересказывают документы, воспоминания рок-музыкантов, которые творили в 1980-х/ 1990-х годах в Советской еще тогда Эстонии и России. Повествование ведется на двух языках, и нам то приходится разбирать русскую речь с акцентом, то читать субтитры.
Рассказы эти местами забавные – то одной группе довелось попасть на конспиративную квартиру к Надежде Бабкиной после совместного концерта с ансамблем «Русская песня», и поесть там борща, то они жили в одной гостинице с Пугачевой, и она стоически не хотела выходить на улицу во время землетрясения. Во время рассказов на сцене потихоньку выставляется музыкальная аппаратура для концерта – синтезатор, электрогитара, барабанная установка, колонки. Зрители довольно долго ожидают обещанный «concert», но вот выходит Ярек Касар в ослепительно малиновом пиджаке, и исполняет вместе с «хором» из четырех человек песню «Я люблю тебя жизнь». Выглядит максимально комично и жутко, но это действительно одна из ключевых характеристик времени – рок и серьезная эстрада могли выступать на одной площадке буквально друг за другом.
Центром первого акта становится история о том, как известную в 1980-х группу «Витамин» силой заставили ехать на выступления в Чернобыль – поднимать дух ликвидаторам аварии. «Я никогда не видела, чтобы мужчины так плакали» — говорит Стеффи Пяхн от лица одной из участниц группы. История, конечно, не без политической подоплеки – в советских СМИ принято говорить, что артисты туда отправлялись по собственной воле. Здесь же нам рассказывают, как клавишник ехать отказывался наотрез и за ним приехал целый генерал.
Второй акт, в основном рассказывает нам о событиях после развала СССР. Влияние времени, больших исторических событий, слома существующей системы на судьбы отдельных людей – тема давно проходящая через творчество Егорова. Последние его работы – «Время секонд хэнд», «Я. Другой. Такой. Страны» и даже более ранняя «Нетрезвая жизнь» — конечно об этом. В этом спектакле свобода Эстонии от коммунизма демонстрируется как трагедия людей творческих, в каждом из которых при этом ликует Гражданин. Засилье бесталанных певцов на эстраде (для этого демонстрируется пародия на «Ласковый май»), и абсолютная неконкурентноспособность эстонских звезд, в сравнении с европейскими и американскими, поставили крест на многих талантливых музыкантах, в том числе на Гуннаре Грапсе (чувствуйте интонации ЖЗЛ? – правильно, я тоже не знаю кто это).
Развал Союза, да и жизни героев демонстрируется на сцене простейшим ходом – огораживающую защитную ленту срывают, а инструменты убирают в короба и увозят. Очевидно, что без музыки жизнь этих людей опустела также стремительно, как сценический планшет. Они всю жизнь боролись за свободу – свободу от границ, свободу от партийных чиновников, свободу от «дога родине», а оказалось, что Свобода хороша только пока за нее борешься. Когда свобода действительно настала, вместе с ней пришел и голод, и нищета, и отсутствие работы. Нам демонстрируют людей, которые разочарованы тем, что добились того, чего хотели. В этом даже (как е парадоксально в отношении спектаклей Егорова) чувствуется риторика отечественного ТВ – вы тоже хотите как они тогда? Точно ли вы хотите свободы?