КОНФУЦИЙ
Детский Художественный Театр (Цзинань, Китай)
Режиссер — Линь Юнцзюнь
Текст студентки театроведческого факультета РГИСИ Полины Буровской
Спектакль «Конфуций» — это, по сути, житие. Простая история без интриги, запутанной фабулы или чего-либо подобного, и такое же простое оформление: четыре ширмы-экрана и черная одежда актеров со струящимися рукавами. Тем не менее, и ширмы, и одежда обыграны так, что невольно испытываешь почти детский восторг перед театральной магией. Вот две ширмы сходятся, и на них появляется изображение двери, сделанное в стиле китайской гравюры, а вот изображение абрикосового дерева оживает, и в вихре лепестков пропадает умирающий Конфуций.
В спектакле все условно, сцена практически пуста. Задания, которые выполняют ученики в школе Конфуция — это актерские упражнения на память физических действий, которые выполнены достаточно убедительно и сменяют друг друга под китайскую традиционную музыку. Колесница, на которой Конфуций путешествует по стране, сделана из зонтов: один актер держит его над головой Конфуция, изображая крышу, двое других вращают еще два зонта по бокам — это колеса, а впереди стоит еще один актер, который колесницу везет. Бывший алтарь превращается в сиденье для Конфуция, а на экране за ними появляются гравюры, рассказывающие об этом путешествии.
В спектакле нет ничего, что помогло бы незнающим людям понять конфуцианство, и объяснение основ не является основной задачей спектакля. Это житие, рассказ о хороших поступках Конфуция, таких как спасение женщины от тигра и допущение на свои уроки слуги, о том, как Конфуций пришел к основам этики и как путешествовал, распространяя его по стране.
В холле театра до начала спектакля расположены ширмы-плакаты с высказываниями Конфуция, которые наверняка знакомы китайскому зрителю том или ином виде с самого детства. У русского зрителя недостаточно знания о китайской культуре, чтобы считывать спектакль в полной мере, и это, несомненно, большое упущение.