Послушай меня

НЕСКОЛЬКО РАЗГОВОРОВ О
Независимая театральная компания «Июльансамбль» и театр «Практика» (Москва, Россия)
Режиссёр — Тадас Монтримас

Текст студентки театроведческого факультета РГИСИ Варвары Цыпиной

Во время просмотра кажется, что ты смотришь документальный спектакль, сделанный с помощью вербатима, но по факту это чисто художественное произведение. Подобные ощущения – хороший знак, значит, степень узнавания настолько высока, что вымысел не вытесняет человеческую интонацию. «Несколько разговоров о…» — рефлексия на тему всего, о чем можно рефлексировать, вернее о том, о чем чаще всего любят думать и говорить люди, одиноко уткнувшиеся в стекло трамвая, или громко веселящиеся на ночной кухне, все люди. Список тем стандартный: Бог, любовь, смерть и еще с десяток того, что первой ассоциацией придет к вам в голову. Разговоры на сцене действительно будут, но в большей степени телесные. Такое решение кажется самым верным, когда речь идет о бесконечно банальных и при том неисчерпаемых жизненных вопросах, которые звучат в каждом втором спектакле. Конечно, осмысление телом тоже не ново, но оно априори предполагает больший вариативный ряд.

Автор пьесы Текле Кавтарадзе по образованию киносценарист, и в ее тексте, пусть он и убран на второй план (буквально в запись голосов), кино ощутимо даже просто на слух. Есть оно и в визуальном оформлении сцены, и в пластических этюдах участников, которые совсем не хочется разбирать на движения, нарекая на каждый поворот головы толику смысла. То и прекрасно, что нельзя описать словами, но можно почувствовать, откликнувшись на эмоцию, которая здесь всегда постигается телом и от него исходит.

Обезличенные герои в уравнивающей черной одежде поделены на пары: муж и жена, две подруги, мать и дочь. Этот пластический разговор – попытка понять, услышать друг друга, в мире, где это делать не умеют. Поэтому, когда со сцены начинают звучать слова (не в записи, как во время хореографических экзерсисов) герой разражается потоком накопившейся боли, страхов и комплексов, не поспевая за своей мыслью, тараторя, потому что надо высказаться как можно быстрее, выплеснуть как можно больше. Они садятся на табуретку около стены, в которой проделана дырка, и неостановимо начинают говорить – такие нынче исповедальни. Кстати, полное название пьесы «Несколько разговоров о…Христе». Но в спектакле Он – лишь часть большого перечня вопросов, которые нас волнуют.

Первые минуты спектакля – бесконечный повтор одних и тех движений. Кто-то бьется об один и тот же угол, кто-то отчаянно заглядывает в одно и тоже окно – все как в жизни. Или просто красивая она молча смотрит на его демонстративный танец, зная, что говорить бессмысленно – апофеоз непонимания сопровождает песня Moby «Crazy», которая по ощущению и есть крик, прорывающийся через пустоту. Правда, в итоге ориентиры окажутся найденными, когда герои в конце спектакля, как бы провозглашая светлое будущее, покрасят белую стену в яркий розовый цвет. Но можно ли верить в то, что вера в лучшее меняет жизнь?