Полномасштабный разговор с современниками (СТРАСТНОЙ БУЛЬВАР)

«Радуга» — знаковое для Санкт-Петербурга событие, уже 20 лет проходящее на сцене ТЮЗа имени А.А. Брянцева. В этот раз фестиваль был проведен зимой: из-за ограничений весной 2020-го международное событие пришлось перенести. С 3 по 9 декабря зрители смогли увидеть спектакли коллективов из Воронежа, Красноярска, Иваново, Казани, Москвы и Санкт-Петербурга, поставленные ведущими российскими режиссерами. Концепт, пронизывающий фестиваль, — актуальное прочтение классики, ориентированное на молодежную аудиторию, и знакомство с современной драматургией, был реализован широко и подробно. На фестивале, помимо спектаклей и читок, было проведено множество творческих встреч, лекций, обсуждений и даже организована выставка прикладного творчества «Радуга, застывшая в камне». Синтез искусств, многообразие красок и оттенков спектаклей, уникальность режиссерского почерка и актерской игры, своеобразие языка современных драматургов, высокий профессионализм мастеров и практический опыт экспертов — все это слилось воедино нафестивале, за неделю погрузившим в интенсивное многообразие театрального процесса.

Ежегодно ТЮЗ стремится показать лучшие работы талантливых мастеров, которые откликаются на современные события и являются знаковыми для театрального мира. В этом году на фестивале можно было познакомиться с творчеством Олега Рыбкина, Михаила Бычкова, Виктора Рыжакова, Александра Морфова, Льва Эренбурга, Дениса Хусниярова, Елизаветы Бондарь, Туфана Имамутдинова, Вероники Вигг, Юрия Муравицкого, Дарьи Шаминой. Помимо этого, огромный пласт заняла внутренняя программа, в рамках которой были реализованы творческие мастер-классы, лаборатории и конференции. Важным аспектом стала Арт-резиденция «Молодежь. Театр Lab.», проходившая в дни фестиваля и раскрытая в двух направлениях: «Драма» и «Менеджмент».

На драматургических дебатах были представлены пять пьес современных драматургов в режиссуре Андрея Слепухина, стремящегося вместе с артистами ТЮЗа максимально точно раскрыть художественные возможности текста. Драма Екатерины Тимофеевой «Диктант», Алексея Житковского «Коби Брайант», Маши Всё-Таки «Птица», Глеба Колондо «Левенгук-Левенгук, я не вижу ваших рук», Лары Бессмертной «В активном поиске» созвучны современности и исключительно самобытны. В обсуждениях пьес принимали участие модератор Алексей Козлов, театровед Александр Вислов, режиссер Артем Устинов и драматурги Константин Федоров и Элина Петрова. Направление «Драма» показывает многообразие подходов современных авторов к тексту и предоставляет возможность дальнейшего становления творческой судьбы пьесы и встречи со своим режиссером и театром. Практическое направление подталкивает к реализации планов молодых деятелей искусств, работающих с современным языком. Образовательные события на этом не закончились. Театровед Ольга Каммари прочла лекцию: «Новые имена в драматургии. О чем пишет новое поколение?», позволившую обрисовать новейший культурный пласт и выявить литературные тенденции, к которым тяготеет общество.

В рамках направления «Менеджмент» состоялась работа Круглого стола, целью которого стало рассмотрение возможностей получения грантов для проектов. На встрече рассказали, какие гранты предоставляет Министерство культуры РФ и СТД РФ, в частности, затронули момент оформления заявок на получение Президентского гранта и гранта Федерального агентства по делам молодежи. Среди экспертов, погружающих в вопросы корректного предоставления документации и рассказывающих о важных ступенях получения грантов, были заместитель директора Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры Российской Федерации Эдита Исаакян, координатор грантовых и международных проектов СТД РФ Надежда Гришачева, эксперт грантовых конкурсов, председатель комиссии по развитию гражданского общества, взаимодействию с НКО и СМИ Общественной палаты СПб Наталья Грохольская и эксперт грантовых конкурсов Федерального агентства по делам молодежи, программный директор Санкт-Петербурского Центра социально-культурных инициатив «Культурная столица» Алексей Матвеев. ТЮЗ подарил прекрасную возможность диалога с экспертами и помог заинтересованным лицам обрести опыт, который у них ранее отсутствовал.

Важной частью внутренней программы стали актерские мастер-классы, которые для артистов ТЮЗа проводил Ришар Мартэн, французский театральный режиссер и актер, являющийся директором Театра Турски (Марсель) и президентом Международного института театров Средиземноморья. На пяти мастер-классах артисты ТЮЗа получили уникальные знания работы с поэтическим текстом, рифмой и образным рядом. Взаимообмен позволил обогатить творческие возможности артистов и режиссера, с удовольствием работающего с русским театром. Помимо этого, состоялась творческая встреча с режиссером и художественным руководителем театра «Современник» Виктором Рыжаковым, не единожды являющегося лауреатом «Золотой Маски» и профессором Школы-студии МХАТ. Разговор шел о вопросах режиссуры и педагогических методах школы мастера,

Как известно, в фойе ТЮЗа есть прекрасное выставочное пространство — на фестивале оно было использовано для презентации проекта «Современное наследие России» и проведения выставки «Радуга, застывшая в камне», где были представлены лучшие работы мастеров декоративно-прикладного искусства России и стран зарубежья. На выставке выступили Елена Цветкова, руководитель проекта, вице-президент творческого Союза художников декоративно-прикладного искусства России, Валентин Скурлов, искусствовед, историк ювелирного искусства, почетный академик Российской академии художеств, Жан Люк Вирар, китайско-вьетнамский художник художественной огранки и художник, дизайнер Дмитрий Саморуков. Проект дополнил театральную реальность яркими и утонченными экспонатами фэшн-мастеров и позволил раскрыть особенности прикладного творчества в наше время.

Традиционным завершением внутренней программы была конференция «Театр-2020: жизнь или выживание?», ведущими которой стали художественный руководитель проектов ТЮЗа Адольф Шапиро и театровед Александр Вислов. На конференции коснулись проблемы творческого состояния театра и его возможностей в современных реалиях, также был затронут вопрос становления нового жанра, возникшего в этом году — онлайн-спектакля, активно завоевавшего внимание зрителей.

Фестивальная программа оказалась полна работ по классике и раскрыла многообразие творческого подхода заслуженных режиссеров и молодых мастеров. Спектакль «Бальзаминов» Михаила Бычкова (Камерный театр, Воронеж) анализирует чисто русское представление о счастье: режиссер внедряет киноэффекты в театральное полотно, крупным планом рисуя образ инфантильного персонажа, мечтающего о волшебном способе избавления от всех проблем. В другом спектакле — «Смерть Тарелкина» Олега Рыбкина (Драматический театр имени А.С. Пушкина, Красноярск) — представлен фантасмагорический мир, в котором человек пытается пойти против судьбы. Но не так-то все просто: человек хитер, а мир еще хитрее, и оборотничество процветает на всех ступенях социальной лестницы. Режиссер рассуждает о власти, оказывающей исключительное влияние на формирование человеческого характера, со вкусом внедряя в полотно спектакля черный юмор вкупе с трагизмом.

Ни один фестиваль не обходится без пьес Шекспира. В афише «Радуги» сразу три спектакля: «Двенадцатая ночь, или Как вам угодно» Юрия Муравицкого (Никитский театр, Воронеж), «Ромео и Джульетта» Александра Морфова (ТЮЗ, Санкт-Петербург) и «Король Лир» Льва Эренбурга (НДТ, Санкт-Петербург). «Двенадцатая ночь» — импровизационный, легкий спектакль, где артисты, взаимодействуя со зрителями, узнают, какую роль они будут играть на этот раз. Возникающий здесь и сейчас спектакль погружает в многообразие живых реакций, рисуя диапазон актерских возможностей. В спектакле «Король Лир» Льва Эренбурга, создававшимся в течение пяти лет этюдным способом, показаны самые черные и трагические стороны человеческой души и вместе с тем невероятная, поражающая, бесконечная любовь Лира к своим дочерям.

Организатор фестиваля представил две свои работы, недавно вошедшие в репертуар театра и ставшие громкими событиями. Спектакль «Ромео и Джульетта» Александра Морфова и «Мещане» Елизаветы Бондарь раскрывают отношения между детьми и родителями, акцентируя внимание на том, к каким страшным последствиям приводят непонимание и неумение слышать друг друга. Стильные, художественно утонченные работы позволяют не только услышать слово автора, но и увидеть живые связи с современностью.

Спектакль «Гроза» Дениса Хусниярова (Ивановский областной драматический театр) таит в себе тяжелый, словно погребальный, ритм. Безрадостный, мрачный спектакль о стремлении человека к счастью и воле рисует ужасы затягивающего повседневного мира, где эгоизм и несправедливость лишают жизни. С этой работой перекликается «Чайка» Вероники Вигг (Тверской ТЮЗ), затрагивающая жизнь обычных людей, мечтающих о гармонии, но не имеющих потенциала для ее достижения. Жизнь чеховских персонажей изначально безнадежна и ограничена, печальный финал уже предрешен, и герои как будто понимают это, но все равно пытаются найти себя.

Спектакль «Бал.Бесы» (Казанский ТЮЗТуфана Имамутдинова рисует яркие, политические эпизоды романа Достоевского, размышляющего о России и человеческих убеждениях. Открытый диалог со зрителем направлен на важные вопросы мироздания, обращаясь к вопросу веры и неверия, свободы и скованности человеческого сознания. Колеблющийся помост под ногами, как человек, находящийся на разных полюсах мирочувствования, и пронизывающие, одинокие звуки, взрывающие сознание и сатирически рисующие трагическую невозможность договориться… В спектакле «Наш класс» Дарьи Шаминой (РГИСИ, Санкт-Петербург, OFF-программа «Студенты, студенты, студенты») представлен глубоко запущенный процесс человеческой ненависти и любви друг к другу, стирающий полюса национального и своего.

«Чуш» Астафьева, или Все, что осталось после нашей экспедиции на родину автора» («Современник», Москва) Виктора Рыжакова — дипломный спектакль, наполненный яркими фольклорными элементами, собранными благодаря экспедиции в Сибирь. Деревенская проза, пропитанная живым говором, пением, традициями, характерами — узнаваемая и правдивая, рассказывает о любви во всех своих невероятных и болезненных проявлениях. Актеры погружают в рассказы тонко и подробно, с желанием передать во всей незабвенности уникальность человеческой души. Ценность и трепетность работы позволяют выйти за рамки художественного творчества и обозначить точную связь между различными этнографическими местами России: все цвета радуги пронизывают фестиваль, популяризирующий талант и акцентирующий внимание на развитии эстетического вкуса молодежи.

XXI Международный фестиваль «Радуга» прошел в непростой период ограничений, с огромным зрительским интересом и работой в очном режиме. Публика с благодарностью смотрела спектакли и участвовала во внутренней программе, стараясь получить как можно больше полезных знаний и погрузиться в современный, противоречивый, сложный театральный процесс.

РОНГИНСКАЯ Елизавета