Прошедший театральный фестиваль «Радуга» традиционно порадовал своих зрителей постановками на самый взыскательный вкус. Здесь нашлось место классике и эксперименту, канонам и их радикальным сломам. Алтайский краевой театр драмы имени В.М. Шукшина представил постановку «Леха», в основу которой легла одноименная пьеса Юлии Поспеловой.
Завязка спектакля – подборка воспоминаний о вполне реальных людях: актеры рассказывают зрителям свои семейные истории о бабушках и дедушках. Эта пятиминутка ностальгической откровенности служит мостиком для перехода к самой постановке (кстати, также не лишенной автобиографической составляющей). Юлия Поспелова сумела талантливо сделать из личного коллективное, превратив историю поздней любви своего деда в глубинное препарирование советской матрицы. В этом спектакле с коллективной исторической памятью работают с уважительной тщательностью: банки с огурцами, гимн по утрам, неудобная панцирная койка, диапроектор моментально реконструируют такое близкое и уже далекое прошлое. Внимание к деталям здесь представлено на самом высоком уровне, и на зрителя эта выверенная тщательность работает особенно метко. Частная история пришедшейся не ко времени и не к месту любви вплетается в историю страны, и сочетание подобного рода в итоге рождает целую гамму красочных эмоций. За время спектакля зрители успевают не раз улыбнуться, всплакнуть, возмутиться, огорчиться и успокоиться.
Оригинальной находкой постановки можно считать сочетание непосредственно сценического повествования и плотного музыкального оформления. Легкий мягкий бит сопровождает практически весь спектакль, а авторский текст здесь приобретает форму речитатива. Кажется, такой подход – еще один своеобразный мостик между поколениями, способ рассказать о прошлом максимально современным языком. Замечательно хороша здесь актерская игра, усомниться в качестве которой даже не приходит в голову.
Но все-таки в «Лехе» содержание на порядок выше и важнее формы, а смыслы руководят словами. Драматург Юлия Поспелова обозначает в своей пьесе целый ряд острых болевых точек, и разбираться с ними – словно на сеансе психотерапии побывать. Конфликт поколений неизменно актуален и, очевидно, неотменим. Пересматривать с отцом семейный альбом прекрасно в детстве и до зевоты скучно буквально через каких-то двадцать лет. Если мать хочет, чтобы ее ребенок играл на скрипке, значит, так тому и быть. Любыми способами, во что бы то ни стало. Внук без какой-либо иронии удивляется, что его дед до сих пор жив, а тот с затаенной внутренней болью считает это специфическим юмором. Взрослая дочь считает, что имеет полное право вмешиваться в частную жизнь отца, разрушая тем самым его хрупкое запоздалое счастье. Но все же, несмотря на предсказуемо трагический исход этой истории, «Леха» вызывает весьма светлые и теплые чувства, убедительно доказывая, что память сердца – самая сильная.
Марина Константинова специально для Musecube