Как уже знают наши читатели, с 25 по 31 мая в Театре юных зрителей им. А. А. Брянцева проходит международный театральный фестиваль «Радуга». Афишу составляют спектакли театров разных городов страны, а также Армении, Турции, Сербии. Северную столицу представляет хозяин фестиваля ТЮЗ со спектаклем Александра Морфова «Антигона» и экспериментальным проектом Андрея Слепухина «Время и место». А петербуржец Петр ШЕРЕШЕВСКИЙ, главный режиссер Камерного театра Малыщицкого (КТМ) и лауреат многих фестивалей, показывает спектакль «Тайм-аут», поставленный им в новосибирском театре «Красный факел». Спектакль претендует на премию «Золотая маска» 2022 года в семи номинациях. О спектакле, о театре сегодняшнего дня с режиссером беседовала театровед Татьяна КОРОСТЕЛЕВА.
ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
— Петр, «Радуга» проходит в 23‑й раз. Вы раньше принимали участие в этом фестивале?
— Нет, я участвую впервые. Это интересный фестиваль, который обращен к современной драматургии, новейшим прочтениям классики, острым режиссерским решениям, способным привлечь молодежь. Почетно быть в одной команде с режиссером мирового уровня Камой Гинкасом, который привез на фестиваль новый спектакль «Отец Сергий».
— Пьеса Марины Крапивиной, по которой вы поставили спектакль, победила в одном из конкурсов современной драматургии. Сейчас много конкурсов, лабораторий драматургии. Они реально нужны театру?
— Конечно, нужны. У меня был такой опыт, я как ридер читал пьесы, присланные на конкурс, который устраивали драматурги Юля Тупикина с Олегом Михайловым, назывался он «Старый конь». По условиям конкурса, в нем принимали участие только те драматурги, за плечами которых было не менее десяти постановок. Как‑то так получилось, что по итогам этого конкурса я поставил аж четыре пьесы: у себя в КТМ «Герб города Эн» Светланы Баженовой и «Дания тюрьма» Аси Волошиной, в Новосибирске «Тайм-аут» Марины Крапивиной и недавно «Исход» Полины Бородиной в московском театре «Шолом».
Пьеса Крапивиной подкупает сочетанием сниженной бытовой истории и спрятанного в тексте взгляда через божественную оптику. Речь идет про женщину-соцработника, которая разносит продукты старикам. В спектакле придуман ход, что ее подопечные на самом деле как бы бог Один и три норны, богини из скандинавской мифологии, которые ткут ткань судьбы. Это представлено как взгляд на то, что все мы, проживая свои маленькие жизни, в то же время являемся частью макрокосмоса, все мы в руках судьбы… Главную роль исполняет прекрасная актриса Ирина Кривонос.
— Фестиваль «Радуга» — это ТЮЗ. Вы, ленинградец, сохранили какие‑то ранние воспоминания о Театре юных зрителей?Статья
— Мой зрительский опыт не очень большой, но я помню и ценю некоторые спектакли — «Преступление и наказание» в постановке Григория Козлова, «Кошка, которая гуляла сама по себе» Зиновия Корогодского. В детстве, помнится, смотрел какую‑то глупость в стихах про пионера, который кого‑то там предал. Но ребенок ведь воспринимает спектакли доверчиво и открыто, после мы с моим одноклассником долго и серьезно обсуждали тему предательства. ТЮЗ — это особый театр с особенным зрителем.
— Вы ставите спектакли по всей России, выступаете драматургом, сценографом…
— Не совсем так, лет десять я ничего оригинального не писал, только занимался инсценировками. Сценографом тоже давно не выступал, хотя, конечно, всегда сочиняю спектакль в соавторстве, сотрудничаю с прекрасными художниками — Надей Лопардиной, Сашей Моховым, Анваром Гумаровым… В общем, я занимаюсь одним делом — ставлю спектакли, ставлю действительно много. До работы я жаден, заканчиваю одну постановку и сразу же начинаю другую, то есть я трудоголик… Слава богу, пока есть предложения.
Что касается литературы, то сейчас я, скорее, совершаю какие‑то коллективные литературные опыты. Например, недавно в КТМ мы выпустили спектакль «Дон Хиль Зеленые штаны», от Тирсо де Молины там осталось совсем немного, мы всем коллективом сочиняли пьесу поверх классической, по мотивам автора. Сейчас примерно тем же занимаемся в работе над «Идиотом» в «Приюте комедианта». Не знаю, насколько далеко мы отойдем от текста Достоевского, но, несомненно, это будет литературное сочинение по мотивам. Несколько лет назад я посмотрел великолепный спектакль Саймона Стоуна «Три сестры», где фактически не осталось ни одного слова Чехова, и при этом это была абсолютно чеховская пьеса, переосмысленная через личности артистов. Современная интерпретация.
— А зачем брать классику, если от нее ничего не остается?
— Классика — это повод через нее осмыслить сегодняшнее время. Способы осмысления бывают очень разные. Иногда остается все вплоть до буквы, но при этом возникает очень сегодняшняя история. Так я, например, поступал в случае с «Ревизором» во Пскове, сейчас подобным образом ставлю в Московском ТЮЗе «Марию Стюарт» Шиллера. Премьера должна состояться 4 июня. Текст произведения остается практически в неприкосновенности, но ты создаешь сегодняшний мир, сегодняшнее ощущение бытия… Но иногда хочется сыграть в другую игру с культурным мифом, «похулиганить». А иллюстративный подход к классике мне кажется абсолютно неинтересным, потому что он ничего не говорит нам про нас. Лучше тогда просто почитать произведение.
— В наше непростое время мы наблюдаем появление множества премьер, театральных фестивалей. Как вы это объясняете?
— Конечно, искусство должно продолжаться. Нужно делать театр, несмотря ни на что. Да, сейчас происходит такой весенний всплеск фестивальной деятельности. В кризисные времена люди часто устремлялись в театры. Но я не ведаю, что будет дальше. Дай бог, чтобы лучшее из культурной жизни сохранилось и продолжилось, может быть, в каком‑то другом виде.
— Камерный театр Малыщицкого, где вы главный режиссер, — негосударственный, то есть лишенный постоянного финансирования. Какой видится перспектива развития вашего и подобных театров?
— Мы одно время совершали какие‑то усилия, чтобы стать государственным театром, эти усилия ни к чему не привели. Продолжаем существовать в прежнем статусе, но, в общем, мы такой же репертуарный театр, у нас достаточно большой репертуар. Главный минус заключается в том, что труд артистов оплачивается недостойно, все остальное меня в основном устраивает. На постановки пока удается получать гранты, помещение маленькое, но свое, любимое. Нам, конечно, не хватает цехов, у нас артисты подрабатывают монтировщиками, реквизиторами, костюмерами. Но в творческом плане мы состоятельны, и я бы даже сказал успешны. А насчет будущего… Я не знаю перспектив развития сегодняшнего мира, что я могу сказать о перспективах развития маленького театра.
— Ваш спектакль 29 мая на «Радуге» совпадает с вашим 50‑летием…
— Да, совпадение. Это будет очень странный день, потому что, с одной стороны, вроде как юбилей, с другой — спектакль на «Радуге». Надо успеть провести репетицию в «Балтийском доме», на сцене которого он будет идти. А с третьей стороны, нужно сделать необходимый ввод артиста на роль в спектакле КТМ. Так что, наверное, никакого дня рождения справлять не буду. Вот такая жизнь. Вообще юбилей — просто один из дней жизни. Хорошо, что до этого дня дожил. То есть надеюсь, что доживу (смеется).
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 93 (7176) от 26.05.2022 под заголовком «Радуга весной».