Завершился XXV Международный театральный фестиваль ТЮЗа им. А.А. Брянцева «Молодежь. Театр. Фест». Важным событием внутренней программы юбилейного фестиваля стало проведение режиссерско-драматургической лаборатории «Молодёжь. Театр. Lab».
Накануне фестиваля театром был объявлен Пушкинский конкурс драматургии, посвященный 225-летию со дня рождения великого поэта. Конкурс проводился в трех номинациях: «Пушкин в жизни» (пьесы, где Александр Сергеевич является одним из действующих лиц); «Пушкинский дом» (сочинения на темы и по мотивам пушкинских произведений, но не инсценировки); «Наше всё» (пьесы на свободные темы, так или иначе связанные с Пушкиным). Три лучшие пьесы из числа присланных на Пушкинский конкурс драматургии, были представлены фестивальной аудитории в формате сценических читок/эскизов, созданных студентами театральных вузов. Новым явлением на лаборатории стало создание читок/эскизов в сотворчестве студентов разных театральных вузов, к тому же в международном формате.
В номинации «Пушкинский дом» победила Ляля Петухова с пьесой «Выстрел». Ляля окончила Ярославский государственный театральный институт по специальности «Театроведение», затем магистратуру Института филологии и истории РГГУ. Публиковалась в блоге «ПТЖ», журнале «Страстной бульвар, 10» и др. Ведет активную фестивальную деятельность. О себе сообщает: «Но больше всего чувствую, что всё, как надо, когда пишу пьесы». Пьесы входили в лонг- и шорт-листы многих конкурсов драматургии.
О пьесе «Выстрел»:
В больничной палате пациенты Пушкин, Сильвио и Саня напрасно ожидают прихода врача. Каждый день начинается одинаково, а доктор, которого ждут как Спасителя, так и не придет. Обыгрываются сюжеты из пушкинских «Повестей Белкина» — «Метель», «Выстрел», а также вариации на темы классической драмы абсурда «В ожидании Годо», пьесы Сартра «За закрытыми дверями», чеховской «Палаты №6». Пьеса, построенная как современная драма абсурда, содержит прозрачные отсылки к сегодняшнему дню с нашими напрасными ожиданиями, нашими проблемами, нашими надеждами, не лишенными самоиронии.
Талантливое постмодернистское произведение выбрал для читки/эскиза Шэ Муцзе (Китай), уже известный нам по лаборатории прошлого года. Шэ — студент Российского института сценических искусств. Курс профессора Геннадия Тростянецкого, старший преподаватель – Наталья Никуленко. Учился на родине в актерской школе. Приехав в Петербург, год изучал русский язык, сейчас владеет им отлично. Поступил сразу на несколько режиссерских курсов РГИСИ, но выбрал курс Г.Р. Тростянецкого.
В читках были заняты студенты мастерской В.Р. Реутова и С.С. Вагановой (кафедра театрального искусства РГПУ им. А.И. Герцена) Дмитрий Медведев, Олег Фрей, Влада Козицына, Элина Исмаилова, Кирилл Плюхин. Шэ для представления пьесы нашел игровые, масочные приемы. У артистов выбеленные лица, искусственные, марионеточные интонации и пластика, медсестра похожа на заводную куклу. Приемы выстроили стиль и жанр эскиза, а студенты живо, увлеченно встроились в эту форму.
В номинации «Пушкин в жизни» победил Сергей Казанцев с пьесой «Операция “Пушкин”».
Сергей Казанцев – самый взрослый участник лаборатории. Экономист по профессии, защитил кандидатскую диссертацию. Сейчас учится в Литературном институте им. Горького, в семинаре драматургии. Пьесы входили в лонг и шорт-листы различных драматических конкурсов. В 2022 г. пьеса «Слон Иван Васильевич» вошла в лонг-лист драматургической лаборатории ТЮЗа «Пьесочница». Пьесы поставлены в народных и профессиональных драматических театрах. Живет в Новосибирске.
О пьесе «Операция “Пушкин”»:
В день дуэли с Дантесом, в доме Пушкина появляются два странных человека – полковник Тарасов и майор Белых. Представившись посланниками из XXIII века, они сообщают Пушкину, чем для него закончится предстоящая дуэль и предлагают ему спастись, путём эвакуации вместе с ними в «светлое будущее». Несмотря на все их доводы и уговоры, Пушкин отказывается, и остаётся в своём тысяча восемьсот тридцать седьмом году.
Читку/эскиз поставила Арети Сейнтариду (Греция), тоже известная нам по лаборатории прошлого года и как актриса, и как режиссер. Арети тоже учится на режиссерском курсе Геннадия Тростянецкого. Актерское образование получила в родной стране, где стала известной актрисой театра и кино. Для обучения режиссуре выбрала РГИСИ.
Сергей Казанцев как правило привносит элемент фантастики, эксцентрики в свои сюжеты, согревая их искренним сочувствием главному герою. А здесь героем является сам Пушкин. Режиссер с пониманием отнеслась к фантастической составляющей, сделав ее достоверной и вместе с тем набросив легкий флер иронии. Эту интонацию задорно подхватили молодые актеры, студенты и выпускники театральных вузов. Легко, эскизно, выразительно играют Юрий Иващенко (полковник Тарасов), Александр Игнатов (майор Белых), Елена Сенковская (Наталья Гончарова). Серьезны и уморительны два образованных особиста, которые даже фамилию Пастернака знают, правда, могут вспомнить только одну его строчку. Харизматичный Андрей Ясинский играет Пушкина живым, подвижным, эмоциональным и вместе с тем уставшим человеком, который, кажется, не очень удивился ни последствиям дуэли, ни своей славе в грядущем.
В номинация «Наше все» победу одержала Олеся Лихачева с пьесой «ПУШ.KILL»
Олеся Лихачева – драматург, окончила мастерскую Н. С. Скороход в РГИСИ. Пьесы
поставлены в МХТ им. А.П. Чехова, «Балтийском доме», Театре Поколений и др. Живет в Воронеже.
«ПУШ.KILL» — пьеса о том, как мир лишился Пушкина. Амбициозный, но неизвестный поэт Родион понимает, что все забыли Пушкина (вместо Пушкинских карт теперь Чеховские, на театре Пушкина вывеска «Театр Таирова», Пушкинские горы — теперь «холмы Довлатова» и т.д). Судьба дает Родиону ключ к успеху, но он не может заместить Пушкина и присвоить его великие произведения, потому что не помнит их наизусть. Зато его приятель, тусовщик Евгений, сочиняет шутя «Евгения Онегина», не зная о Пушкине и думая, что он сам гениален. Конфликт друзей развивается по партитуре Моцарта и Сальери, но в наше время, с современными героями.
Представил пьесу режиссер ТЮЗа Тимур Кулов. Тимур — выпускник Театрального института им. Б. В. Щукина (курс н. а. РФ Леонида Хейфеца). Ставил в Казани, Буинске, Уфе, Челябинске, Липецке и др. Участник и лауреат многих театральных фестивалей, номинант премий «Золотой софит» и «Золотая маска». Его спектакль «Станционный смотритель» стал триумфатором нынешнего фестиваля «Молодежь. Театр. Фест».
В читке/эскизе были заняты студенты мастерской профессора кафедры театрального искусства РГПУ им. Герцена Марии Кирилловны Лавровой — Максим Мяленков, Семен Гусаченко, Андрей Лебедев, Владимир Овчинников, Елизавета Антонова, Александра Лянзберг, Полина Соболева.
Напомним, что Мария Лаврова – ученица легендарного Аркадия Кацмана в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии (сейчас – РГИСИ). В 1987-1992 годах была актрисой Ленинградского ТЮЗа.
Эскиз, поставленный Тимуром Куловым, исполнен юмора, иронии, сарказма, сочных наблюдений за отношениями в сфере шоу-бизнеса. Эксперт Пушкинского конкурса Сергей Козлов точно отметил, что Олеся Лихачева безжалостна к потребительскому отношению, с которым современное общество поглощает и масскульт, и шедевры. Но пародийность, шаржированность сценического рисунка не исключает лирических ноток. Ребята играют азартно, увлеченно, действие развивается стремительно, акценты поставлены остро.
Александр Вислов, руководитель проекта «Пушкинский конкурс драматургии», модератор лаборатории «Молодёжь. Театр. Lab»:
— Наш конкурс состоялся, хотя были определенные сомнения, тревоги, что не получим достаточное количество качественных текстов в каждой номинации. В конечном счете мы, при всех спорах и дискуссиях, получили трех очень достойных победителей. К этим трем лауреатам есть еще, условно говоря, пьесы шорт-листа, к которым можно будет обратиться в дальнейшем. Я предложил директору театра Светлане Васильевне Лаврецовой как-нибудь по осени провести в ТЮЗе акцию под названием «Эхо Пушкинского конкурса», в рамках которой можно представить уже силами артистов театра и талантливых молодых режиссеров – и пьесу Анны Гейжан «Я – Таня Ларина», и пьесу Юлии Вороновой «ОГЭ по литературе», и еще несколько текстов из присланных на конкурс.
И это замечательно, что тема не заканчивается фестивалем, а проект будет продолжен дальше. Думаю, мы сделали современному театру хорошую инъекцию Пушкиным. Уже обращаются с предложениями режиссеры, есть надежда, что эти пьесы получат сценическую жизнь.
На основе конкурса получилась вполне рабочая лаборатория с перспективой развития.
Благодаря Шэ Муцзе и Арети продолжился наш международный проект, ребята знают, понимают формат, можно сказать, что они уже уверенные лабораторные режиссеры. Не говоря уже о Тимуре, который прошел огромное количество этих лабораторий и экспериментальных проектов.
Читки не испортили пьесы, все прошло замечательно, даже больше скажу: при обсуждении к пьесам было больше вопросов и замечаний, нежели к эскизам. Проявился целый ряд ярких, со сценическим обаянием, молодых лиц, таких, например, как исполнитель роли Пушкина Андрей Ясинский. И даже по еще не оперившимся, юным студентам видно, что из них могут вырасти интересные артисты.
И, конечно, мы надеемся на продолжение лабораторных проектов, на открытие новых режиссерских и актерских имен.