Финальный день фестиваля был увенчан двумя спектаклями и конференцией «Театр для нового поколения зрителей. Международный опыт». Участники встречи не только подвели итоги фестиваля, но и поразмышляли о молодом зрителе.
На конференции присутствовали режиссеры: Йонас Вайткус, Ахмет Синан Пикентон, Галина Полищук, Лембит Петерсон, Марк Розовский, фестивальный продюсер Артур Гукасян, театральные критики: Николай Песочинский и Глеб Ситковский. Роль ведущего конференции уже традиционно была отдана художественному руководителю проектов ТЮЗа — Адольфу Шапиро, являющемуся президентом Российского центра Асситеж (Международная ассоциация театров для детей и молодежи).
Николай Песочинский заметил, что на фестивале были представлены разноформатные спектакли, при этом сохранились заданные рамки, и зрители смогли увидеть 7 зарубежных и 7 русских постановок. Критик отметил, что уровень фестиваля был очень высок, а программа уникальна.
Марк Розовский поделился своими мыслями по поводу современной жизни. Режиссер считает, что сейчас царит «мир тотальной безвкусицы»: общество не только деградирует и становится все более бескультурным, но и мастерство – как актерское, так и режиссёрское — исчезает. Современное поколение дезинформировано, поэтому фестиваль должен защищать фундаментальные ценности, привлекать и просвещать зрителя. В первую очередь, театр должен быть человечным, а не политическим, — закончил свою мысль режиссер.
Марк Розовский затронул вопрос о том, что такое авангард и кто может им заниматься. «Настоящий авангард и право на эксперимент надо выстрадать», — считает режиссер, подвергая критическому сомнению творчество молодых режиссеров. Это замечание вызвало яркую ответную реплику Адольфа Шапиро. Режиссер выступил в защиту молодых, которые умеют то, чего не умеют режиссеры его поколения. Многих молодых режиссеров не интересует характер, они видят мир иначе, и в этом нет ничего удивительного, — подытожил режиссер.
Адольф Шапиро поразмышлял над тем, чем бытие отличается от существования. Режиссер считает, что за 3 года любой театр можно сделать театром-аншлагом, но зачем это делать? Вопрос художественности должен стоять на первом месте. Недаром, Станиславский снял название «общедоступный» театр — общедоступный театр не может быть художественным. Театр элитарен. В искусстве, как и в жизни, всегда есть выбор: выживать и приспосабливаться, или жить и что-то терять. Режиссер полагает, что люди променяли независимость на безопасность, поэтому мир так дисгармоничен. Ценность фестиваля «Радуга» состоит в том, что он отражает разноликость театрального языка и изменяющийся мир.
Адольф Шапиро акцентировал внимание на важной для ТЮЗа проблеме: исчезновении понятия «юность». Раньше под этим словом подразумевали становление человека от 11 до 17 лет, а сейчас этот переход составляет 2-3 года. В 14 лет дети становятся взрослыми, их не интересует специальная литература и театр, где им дают дистиллированную воду, — продолжает режиссер. Они знают обо всем с помощью интернета. Театры для маленьких детей, несомненно, должны существовать, но театр для юношества – очень непонятное и размытое понятие. Спектакли, показанные на «Радуге» можно смотреть всем, подросткам в том числе, — закончил свою мысль режиссер.
Елизавета Ронгинская // PROтеатр, 15.06.17