Совместная постановка Театра им. Йозефа Катоны, Ассоциации «Маск» и продюсерского офиса Фуге и Орлаи (Будапешт, Венгрия)
Николай Гоголь «ЗАПИСКИ СУМАСШЕДШЕГО»
Режиссер – Виктор Бодо
Судя по ежегодно выпускаемым театральным работам, тема города, похожего на одну большую клинику, по-прежнему остается центральной для Виктора Бодо («Час, когда мы ничего не знали друг о друге», «Пансион Носа-путешественника»). Спектакль «Записки сумасшедшего» Н.В. Гоголя, который венгерский режиссер привез на XIX Международный театральный фестиваль «Радуга», лишний раз подтверждает эту гипотезу. Бодо верен себе. Полуторачасовая разговорная фантасмагория актёра Тамаша Керестеша, бережно лелеющего каждое отклонение своего героя, завораживает зрителя с первых минут. От выполненной в стиле Ван-Гога квартиры (сценографом, тоже, кстати, выступил Керестеш) с искаженными временем окном и дверью, передвижным столом на двух ножках и стулом без сидения, потрепанными половицами и чугунным чайником на печке невозможно оторвать глаз. Комната Аксентия Ивановича Поприщина со всеми своими удивительными по красоте и стилю предметами выступает в спектакле как отдельно взятый персонаж. Она так же, как и её сумасшедший хозяин, на протяжении всего спектакля очень легко перевоплощается: из обители мелкого петербургского чиновника, переписывателя бумаг в роскошный тронный зал в замке Испании и под занавес — сумасшедший дом, который станет последним пристанищем Поприщина. Безумный монолог Керестеша отчасти напоминает высоко художественную пантомиму, в которой актер не просто паясничает на сцене, а активно жестикулирует глазами и мышцами живота, сопровождая все «находки» своего героя умилительными гримасами и особым звучанием на микшере. Да-да, нынешний гоголевский сумасшедший не просто пишет дневник, он диджействует прямо на сцене, накладывая на свои письменные изыскания современные аранжировки. В заключение стоит сказать, что, судя по большому количеству постановок по произведениям Гоголя на Западе и в России, интерес к этому автору не просто не спадает, а ежедневно разрастается. Гоголь и его характерные герои не просто не устаревают, они становятся как никогда актуальными, а жизнь писательским вечным смыслам и комедийному взгляду на действительность успешно продлевает сценический апгрейд (up-grade) от мировых звезд театра и кино.
Оксана Васько
Фото Натальи Кореновской