Вот погибель-то! Вот она!

Молодежный театр Краснодарского творческого объединения «Премьера»
Александр Островский
«ГРОЗА»
Режиссер – Даниил Безносов

Текст Анны Ивановой

Спектакль краснодарского молодежного театра «Гроза» располагает к себе особенной простотой. Первое, что видит зритель, заходя в зал, — это несколько деревянных пирсов, едва приподнятых над водой, в которой лежат бревна и стоит лодка (художник-постановщик Настя Васильева). Естественные фактуры создают приятное ощущение и создают свежесть, а дым кажется легким утренним туманом над водой. Здесь и будет разворачиваться все действие драмы Островского. Волга постоянно окружает Катерину, как и люди (зрительские кресла расположены со всех сторон сценической площадки). Река словно бы тянет героиню к греху, и отовсюду на нее направлены взоры, ей негде спрятаться. Музыка в спектакле не более сложная – это редкие переборы на гитаре, гуслях, небольшие наигрыши на баяне. Проста и одежда героев. Льняные платья и рубашки. Город Калинов незамысловат и естественен.

Однако плюсом спектакля нельзя назвать ни декорации, ни текст, ни актерскую игру. Действие длится бесконечно долго, лишенное какого бы то ни было внутреннего ритма. Режиссер Даниил Безносов практически полностью сохраняет авторский текст, но новая трактовка образов героев не дает этому тексту звучать. В основном это касается Катерины (Полина Шипулина). С первых слов она держит себя очень дерзко. Манера речи и поведения у нее — как у современной девушки-оторвы. Поэтому невозможно поверить ее речам про церковь и ангелов. Катерина кажется изначально порочной; ее «внутренняя борьба» сомнительна. Даже Варвара (Евгения Стрельцова), склоняющая Катерину к греху, выглядит куда порядочнее своей «невинной» невестки. Не упускает режиссер возможности показать двусмысленную близость между девушками. Но вместо должной пикантности это выглядит попросту пошло, чем грешит Д. Безносов на протяжении всего спектакля: в отношениях Варвары и Кудряша, Катерины и Бориса (пусть и совсем немного).

Лодка, кажущаяся лишним, незадействованным элементом, к концу первого акта оказывается почему-то единственным местом, где парочки могут сблизиться: она — и знак греха или свободной любви; ее же потом будет рубить топором Тихон, узнавший об измене жены; в ней же уплывет в финале Катерина (в лодке – ее жизнь и ее смерть).

Борис (Алексей Замко) в спектакле выглядит буквально белой вороной – одет во все белое. Он стелет салфеточку прежде, чем куда-либо сесть; аккуратно ставит ботинки, хотя торопится запрыгнуть в лодку. Процесс ассимиляции у него начинается после встречи с Катериной – он и песни с Кудряшом поет, и сменяет белый костюм на коричневый плащ. Однако приезжает Тихон, и Борис снова облачается в белое.

По-новому представлена и сумасшедшая барыня. В спектакле это женщина сорока лет, с прямыми черными волосами, наполовину закрывающими искалеченную сторону ее лица. Одета она в красное платье. В точно таком же окажется и Катерина (сцена под сводами старой церкви). Параллель между этими двумя героинями и без того не оставляет сомнений, а здесь она показана совсем уж буквально. Режиссер снижает религиозное звучание пьесы Островского, поэтому покаяние Катерины оказывается довольно неожиданным, во многом лишенным мотивировки.

Симпатию вызывают только два героя спектакля. Это Кабаниха, которая искренне, хотя и чрезмерно заботится о своих детях. В ее глазах отражается материнская любовь и нежность. Также трогает в спектакле Глаша (Инга Аничкина), совершенно эпизодический персонаж. Невозможно упустить сцены, где она с любовью раскладывает на полу одежду Тихона, как бы создавая его самого, как обнимает эту одежду. И как смотрит она на реального Тихона, с радости целующего ее перед отъездом.

Спектакль заканчивается массовой немой сценой – все персонажи выходят на площадку, рассаживаются по сторонам – все скорбят о Катерине. Молчание у актеров получается куда выразительнее, чем все сказанные ими до этого слова. Свобода, разбивающаяся в дребезги о традиции, оказывается в проигрыше. Да и не хочется, чтобы эта свобода, которая равна пошлости, побеждала в светлом мире города Калинова.

Анна Иванова, студентка первого курса театроведческого факультета РГИСИ
Фото Натальи Кореновской