Зиме подходит грустная

ТЮЗ им. А.А. Брянцева
Уильям Шекспир
«ЗИМНЯЯ СКАЗКА»
Режиссер – Уланбек Баялиев

Текст Елены Жуковой

В последний день фестиваля ТЮЗ им. А.А. Брянцева показал свой спектакль: премьеру этого мая — «Зимнюю сказку» режиссера Уланбека Баялиева по пьесе У. Шекспира.

Фоном для этой истории стал сам театр: почти полное отсутствие декораций на огромном и темном пространстве сцены с подсвеченными рядами колосников, с которых падал и падал белый театральный снег. Ну, сказка же зимняя. А «зиме подходит грустная», как сказал один из ее героев. И, хотя действие по сюжету происходит в загадочной и манящей Сицилии, на сцене мы видим русский сказочный лубок: три девицы в кокошниках, принцы и короли, словно юнкера и офицеры из царских времен, царевна-лебедь, которая не идет, а плывет по сцене, медведь и сам Шекспир (Валерий Дьяченко), который в программке назван просто – «старый дуралей». Но эти сказочные персонажи не ярки, не веселы. На сцене в принципе очень мало цвета и света – такие вечные зимние сумерки. И в этой нескончаемой ночи сходит с ума от ревности король Леонт (Александр Иванов), что приводит к смерти его сына и одного придворного вельможи. Потому что в этом счастливом однообразии, где ночь похожа на ночь, чтобы что-то произошло, нужно непременно сломать то, что уже выстроилось и закрепилось, как кажется, на века, а именно – королевский брак и королевскую семью.

Все происходящее пронизано акцентированной театральностью: герои неестественно читают рифмованный текст, принимают статуарные позы, сквозь все действие их сопровождают трагическая и комическая маски в исполнении Олега Сенченко и Анастасии Казаковой. Но в них не чувствуется какого-то упоения театром, игры как самоцели, а не как средства. За исключением, пожалуй, Олега Сенченко, который работает на энергетически ином уровне: не просто существует в своих маленьких, но ярких ролях, а напрямую взаимодействует со зрителем. Он, словно шекспировский шут, всегда жаждет быть в центре внимания, в луче софита, даже тогда, когда это требует определенных усилий, так как земля буквально уходит из под ног – круг сцены довольно часто находится в движении.

Сюжет «Зимней сказки» незамысловат: сицилийский король Леонт сходит с ума, ревнуя жену к брату, и лишается всей своей семьи, в том числе и новорожденной дочери, которую приказывает бросить в лесу, и которая через много лет возвращается к нему сама и возвращает ему счастье и семью. И вот уже радостно кричат придворные, и оживает Гермиона (Анна Дюкова), которая вновь плывет по сцене как царевна-лебедь. Но за всей этой наглядностью веселья и праздника не чувствуется настоящего веселья: потому что не всех умерших героев в этой истории можно оживить, и ошибки прошлого королю уже никогда не исправить. И оставляют события этой грустной зимней сказки внутри зияющую пустоту, такую же необъятную, как утопающее в темноте пространство сцены. Возможно поэтому актеры и не могут полностью отдаться театральной игре, потому что нет здесь шутки – смешного мало. Но, все-таки, как красиво герои этой русско-шекспировской истории рассекают снежную пустоту и пропадают где-то в полярной ночи под музыку Фаустаса Латенаса. И какая-то, еще не осознающая себя безысходность, проступает сквозь улыбки на лицах воссоединившейся королевской семьи. Зимняя – значит грустная.

Елена Жукова, студентка театроведческого факультета РГИСИ
Фото Натальи Кореновской