Интернет-журнал Музкуб, 4 июня 2018 года.
Рецензия Лизы Барабановой на спектакль Псковского академического театра драмы имени А.С. Пушкина «Каштанка»
Этой строчкой из песни начинается рок-история «Каштанка», рассказанная по мотивам одноименного рассказа Антона Чехова известной актрисой Юлией Пересильд, которая дебютировала в качестве режиссера и представила свою необычную версию. В рамках театрального фестиваля «Радуга» 01.06.2018 петербуржцы получили возможность увидеть новое прочтение классики от Псковского академического театра драмы имени Пушкина на сцене Большого театра кукол.
В своем интервью Юлия Пересильд отметила, что этот рассказ с одной стороны является детским, а с другой стороны достаточно взрослым, поскольку затрагивает такие серьезные темы, как право выбора и привязанность. Гораздо проще, когда у тебя есть хозяин и решает за тебя все вопросы. История Каштанки, отказавшейся от сытой и комфортной жизни, по ее мнению, совершенно русская история.
Если представить, что Каштанка не собака, а девушка и действие происходит в наше время, то мы по-новому посмотрим на знакомое с детства произведение. Кирпичные стены, граффити, песни под гитару с друзьями Федюшкой и Лукой, скудный заработок — таковы реалии уличной жизни Каштанки, роль которой исполняет Анна Шуваева. Все так бы и шло своим чередом, пока однажды она не попадает в переделку и отбивается от своей компании. Блуждая в одиночку по городу и окончательно заблудившись, она испытывает сильный испуг и, продрогнув до самых костей, впадает в отчаяние. Антон Павлович в своем произведении так описывает ее состояние: «Если бы она была человеком, то, наверное, подумала бы: «Нет, так жить невозможно! Нужно застрелиться!» И действительно, на сцене раздаются выстрелы.
Но, как в пословице: «не было бы счастья, да несчастье помогло». Всего лишь одна встреча может стать судьбоносной. Оказавшись в беде, она встречает таинственного незнакомца, который открывает ей дверь в сытую и благополучную жизнь. Жорж — продюсер музыкальной группы, он же актер Андрей Ярославлев, забирает Каштанку к себе.
Теперь у нее появляется новое общество, новая обстановка и новое имя — Тетка. Вместо кирпичных стен, в качестве декораций, уютная квартира Жоржа. Да, здесь плетутся интриги, не все так просто, идет борьба за «место под солнцем». Но именно в этом пространстве впервые звучит такое приятное слово «талант» и чувствуется будущий успех. Соседями по дому оказываются Кот, Гусь и Свинья, но в отличие от героев Чеховского рассказа, они предстают перед нами в человеческом облике, а если быть еще конкретнее, как творческие личности. Особенно колоритна в своем образе актриса Наталья Петрова, исполнительница роли Хавроньи Ивановны. Агрессивное поведение, поросячье хрюканье и панковская прическа оставляют неизгладимое впечатление.
И все вроде бы отлично складывается, весело пролетает время, проходят яркие концерты. Тогда отчего же становится так тоскливо по ночам, когда все затихает? Что же было особенного там, в прежней жизни, чего так не хватает здесь?
«Мне кажется, Каштанке это чуждо. Она так и не смогла понять, все это прочувствовать. Может она и хотела себя найти в данной сфере, но это абсолютно не ее среда. И поэтому, мне кажется, она до конца не поняла, что с ней случилось, что произошло. Ей ближе свой родной мир» — говорит Анна Шуваева о своей роли.
Помимо забавных представлений, здесь нашлось место и для трагедии. Товарищи теряют Гуся. Его погубила не лошадь, как у Чехова, а собственная свадьба. «Житейское море играет волнами, в нем радость и горе всегда перед нами…» — жалобно поет Каштанка после того, как Гуся с ними не стало. Теперь пришло ее время проявить себя и показать во всей красе.
Финал потрясает своей зрелищностью. Яркий свет прожекторов, наряд певицы украшен светодиодами, энергичная музыка и чувственный вокал. Актеры сами написали все исполненные песни. И вот в самый разгар, сквозь музыку звучит знакомый голос, зовет по имени и словно выдергивает ее из этой новой жизни и возвращает в прежнюю. Слава и популярность, как дымка, рассеивается. Каштанка возвращается обратно, в свою простую, уличную жизнь. Только за время своего отсутствия, она уже успела стать чужой для своей компании, а дверь в сытую жизнь плотно захлопнулась. И быть может по ночам, теперь ей будет сниться сцена и блеск софитов, кто знает…
Эта яркая постановка будет особенно интересна и актуальна для молодежи. Но и взрослым здесь найдется, о чем подумать.
Публика отреагировала на задумку режиссера неоднозначно. Кто-то остался в восторге, для кого-то идея показалась слишком смелой и современной. Но главное то, что равнодушных не было. Выходя из зала, зрители оживленно делились своими впечатлениями. А разве не в этом заключатся сила искусства? Пробуждать эмоции и заставлять по-новому смотреть на привычные вещи.