Обзор театрального фестиваля «Радуга» от Светланы Поляковой (МИТ-инфо)

В июне в Санкт-Петербурге завершился международный театральный фестиваль «Радуга», в 19-ый раз проводимый ТЮЗом им. А.Брянцева. «Радуга», затеянная в Миллениум как форум театров юного зрителя, после появления в Питере четыре года спустя второго детского фестиваля — «Арлекин», нацелилась на более широкий спектр аудитории. 

Сегодня юный зритель имеет доступ к любой информации, а потому он гораздо более зрелый и закаленный, чем его ровесник на рубеже тясячелетия. Поэтому организаторы бесстрашно украшают афишу и экспериментальными постановками молодых режиссеров, и остросоциальной драмой, и радикальным прочтением классики. Среди самых посещаемых международных форумов, «Радуга» для петербуржцев – едва ли не самый «домашний»: при отсутствии пафосности и ориентации, в основном, на ближайших географически соседей, фестиваль отбирает не самые дорогостоящие театральные продукты, разнообра

 

зие которых отвечает ожиданиям целевой аудитории 6+, то есть, практически, не ограниченной. А об их качестве говорят десятки фамилий, лидеров современного театра – в разные годы в спектры Радуги вошли работы Кшиштофа Варликовского, Филиппа Жанти, Алвиса Херманиса и большинства мэтров российской режиссуры.
В 2018г программу Радуги составили спектакли из 10 стран, адресованные зрителям вполне сознательного возраста 12+ и выше. А выбор организаторов стихийно пал на постановки, которые в примерно одинаковой пропорции можно разделить на современную драматургию, «шекспириаду» и русскую классику.
Современной российскую драматургию представили два исповедальных моноспектакля – Ярославский театр драмы им. Волкова представил пьесу Натальи Милантьевой в постановке Елизаветы Бондарь «Пилорама плюс», а Могилевский драматический театр (Беларусь)показал свою версию «Июля» Ивана Вырыпаева в постановке Саюлюса Варнаса. Герой «Пилорамы плюс» – простой работяга – в буквальном смысле слова сходит с ума от любви

 

, поразившей его, как удар молнии, теряет связь с реальностью, не веря в очевидное отсутствие взаимности. Виталий Даушев играет столь убедительно, что стирается грань между живым человеком на сцене и видеопроекцией его болезненных воспоминаний и грез. Пленительная Юлия Ладик в спектакле «Июль» ведет рассказ о своих приключениях от лица маньяка-убийцы, мотивы и переживания которого вполне понятны и вызывают эмпатию, а деяния –ужас.
К современным западным драматургам обратились театры из Эстонии, Словакии и Литвы. «Theatrum” из Таллинна показал пьесу обладателя многих литературных премий Флориана Зеллера «Отец» в постановке Марии Петерсон – о поисках реальности и сочувствия близких человеком, страдающим старческой деменцией. Труппа театра не в первый раз очаровала зрителей фестиваля точностью актерской интонации и жеста в рамках лаконичной режиссуры. Академия исполнительских искусств из Братиславы, выступавшая в рамках специальной программы – «Студенты! Студенты! Студенты» — представила сценический вариант сценария Барда Брейена «Искусство негативного мышления». Студенты,

 

 играющие инвалидов, подвергающихся сеансам «реабилитационной» психотерапии, достойно справились с жанром черной комедии, разоблачающей искусственно создаваемых обществом табу. Замечательная пьеса Паулины Пуките «Горемыка и благодетель» была представлена Малым театром Вильнюса. Габриэле Туминайте сделала спектакль на больную для литовцев тему – тему вынужденной эмиграции, неприкаянности и трудной адаптации «понаехавших» в Европу литовцев. «Горемыка и благодетель» стал одним из самых впечатляющих событий фестиваля — и по режиссуре, и по актерскому составу.

Еще одним Событием стал моноспектакль «Записки сумасшедшего» Театра им. Йозефа Катоны из Будапешта. Исполнитель роли Поприщина великолепный Тамаш Керестеш, в чьем образе угадывался и князь Мышкин, и Дон Кихот, стал автором сценографии, продолжающей его персонажа – в его квартире нет ни одного правильного угла, ни одного соразмерного человеческим размерам предмета, а свисающая кособоко штора, за которую он зацепляется, зависает на нем мантией испанского короля. Кроме того, русская классика была представлена акварельной, бережно-классической постановкой «Грозы» Островского в Молодежном театре из Краснодара и режиссерским дебютом актрисы Юлии Пересильд «Каштанка», где история чеховской собачки проецируется на судьбу современной уличной певички, которая, по непонятным причинам (в отличие от ее четвероногого прототипа) отказывается от лучшей жизни. Истории довольно ловко накладываются одна на другую, однако неясным остается, зачем.
Произведения Шекспира привезли на Радугу театры из Варшавы и Ниццы – «Меру за меру» поставил Оскарас Коршуновас в реалиях современного дворца правосудия, где решается вечный вопрос влияния власти на человеческую душу, а «Бурю», которую критики окрестили «Шекспир-лайт», придумала Ирина Брук. Ее Буря разворачивается в «стакане воды» — по сокращенной программе, в итальянском ресторане, при участии превращенных в комические персонажей. Шекспировский мотив, естественно, звучал и в пьесе Стоппарда «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», которую привез на фестиваль Красноярский драматический театр им. А.С.Пушкина. К великому сожалению, режиссеру Олегу Рыбкину пришлось пойти на жесткие купюры в сценографии и машинерии, поскольку для столь сложного сконструированного спектакля не нашлось достаточно оснащенной сцены во всем Петербурге. Но актерские работы искупили многое. Лучшим же Шекспиром на фестивале (и еще одним Событием) стала недавняя премьера самого ТЮЗа им. Брянцева – «Зимняя сказка». Московский режиссер Уланбек Баялиев и болгарский художник Юлиан Табаков создали на сцене элегантное почти пустое черное пространство, в котором тихо падает снег, персонажи, разодетые в причудливые этнические костюмы на болгарский мотив, всякой позой создают скульптурные композиции, а актеры откровенно наслаждаются тем, что им приходится переживать и вытворять.
Событием фестиваля мог бы стать и единственный музыкальный перформанс – «Память и море», открывавший фестиваль –знаменитый французский актер и режиссер Ришар Мартен читал стихи Лео Ферре в сопровождении Оркестра Александра Канторова. Однако перевод стихов культового французского барда, которого, по сути, создатели спектакля открывали россиянам, был настолько нелеп и топорен, что вызывал раздражение и пересуды.
Радуга, прежде ориентированная на запад, с некоторых пор привозит спектакли и с Востока. Театры из Ирана, Японии, Средней Азии, в разные годы участвовавшие в фестивале, в России, порой, можно увидеть только здесь. В этом году Национальный театр Китая для детей показал «Путешествие на запад», по классическому китайскому роману 16 века, с участием драконов, злых духов и волшебниц. Даже взрослые зрители были покорены наивностью, необычностью средств выражения, работой летающих по сцене актеров и фантазией художников.
Кульминацией фестиваля стало участие в нем режиссера комедии дель Арте Феруччо Меризи и единственной исполнительницы женского пола роли Арлекино за всю историю театра Клаудии Контин, которой пришлось сделать Арлекино своей второй фамилией, во избежании визовых проблем. Итальянские мастера провели несколько мастер-классов с молодыми актерами (обидно, что из сорока потенциальных этой возможностью решили воспользоваться чуть больше десяти), а затем синьора Арлекино показала спектакль «Жители Арлекинии», демонстрируя публике секреты создания персонажей и подчинив себе буквально каждого, включая специалистов по комедии дель арте, невероятным обаянием и открытостью.