Культура ВРН
6 июня 2015
текст Е. Данилова
Каждый год я с волнением и надеждой еду в Санкт-Петербург на Международный театральный фестиваль «Радуга». Программа смотра неизменно выглядит привлекательно и многообещающе. И, как правило, надежды на встречу с ярким, современным, интересным театром оправдываются.
XVI Международный театральный фестиваль «Радуга» подарил критикам и зрителям встречи со спектаклями российских и зарубежных театральных коллективов и компаний. Отправной точкой форума стал спектакль театральной компании Филиппа Жанти (Франция) «Не забывай меня», показанный на большой сцене Театра юных зрителей имени А.А. Брянцева.
Спектакль знаменитого французского мастера объехал множество городов и стран. В этом году был приглашен на Чеховский и Платоновский фестивали и вошёл в программу «Радуги». В России мэтр показал новую версию спектакля, поставленного в 1992 году. Свежесть постановке придало участие молодых выпускников Nord Trondelag University College de Verdal, известной в Норвегии актёрской школы.
Возможно, это не самая выдающаяся работа Жанти, но и она «цепляет», приковывает внимание, оставляя терпкое, сладковато-горькое послевкусие. Есть в ней что-то помимо блестящей работы актёров-иллюзионистов. Некая лирическая составляющая. И глубина.
В спектакле заняты семь актёров, но осознаешь это только тогда, когда они выходят на поклоны. Полноправными участниками действа являются куклы-двойники персонажей. Они живут на сцене полноценной жизнью. Порой подмена куклы на живого актёра и наоборот происходит так виртуозно незаметно, что остаётся только снять шляпу. Но на то он волшебник – Филипп Жанти.
Начало — один из самых сильных моментов спектакля. Спиной к зрителю на фоне арктического пейзажа стоит женщина и напевает что-то «баховское». Потом она поворачивается к залу… и оказывается обезьяной. Издает характерные звуки, вычёсывает блох, движется и жестикулирует, как примат.
В этом странном «северном» мире, застывшем между сном и явью, появляются люди и их двойники-куклы. Движения их причудливы, поступки порой странны и непонятны. Но музыка Рене Обри задает завораживающий ритм, который структурирует действо и не даёт ему остановиться ни на секунду. Особенно впечатляет эпизод с большим полотном ткани, который, кажется ожившим, способным на самостоятельные действия.
Единство и несовместимость живого и неживого, светлого и тёмного, мужского и женского, животного и человеческого осмысливаются и переплавляются в ожившие сновидения, полные диковинных сюрпризов.
Но вот герои покидают мир странной певицы, превращаясь в маленькие фигурки на горизонте. И она снова поёт о чём-то трогательном и печальном, о чём-то человеческом.
И ты понимаешь, что главное – сохранить в душе то лучшее, что было в тебе в детстве и в юности. Не забывай себя, каким ты был когда-то. Не черствей, не покрывайся коростой. Будь готов к встрече с чудом. И оно свершится.
Ещё одно сильное впечатление от встречи с живым театром – спектакль Российского академического молодёжного театра «Лада, или Радость» по повести Тимура Кибирова. Работа режиссёра Марины Брусникиной могла бы показаться старомодной, если бы не была столь профессионально безупречной и волнующей. Изобретательная сценография Николая Симонова стирает грань между сценой и зрительным залом, делая публику «соучастницей» происходящего на подиуме.
В центре повествования собачка Лада, которую блестяще играет Нелли Уварова. Ей удается передать залу невероятную гамму эмоций – от «щенячьей» любви до глубочайшего разочарования.
И другие актёры ей под стать — они виртуозно балансируют на грани отстранённости и полного слияния с персонажами.
Всей деревней Ладу спасают от зимы и предательства. И это совместное творение добра трогает до слёз. В благодарность за это собака бросается на волков, чтобы защитить старушку-хозяйку, даже ценой своей маленькой собачьей жизни.
После этого спектакля хочется жить, несмотря на то, как это непросто в современной России. Потому что есть в жизни радость – не натужная, не казённая, а искренняя, подлинная. Наверное, это самый жизнеутверждающий спектакль РАМТа, который я видела. Хотелось бы надеяться, что подобный театральный язык приживётся на российской сцене, и мы увидим новые волнующие, трогательные спектакли, которые дарят катарсис и делают нас лучше.
Вербатим… Как много в этом слове для завзятого театрала! На фестивале «Радуга» он был представлен спектаклем Новосибирского театра «Старый дом» «Элементарные частицы» Вячеслава Дурненкова и Семёна Александровского. Эта постановка основана на фактическом материале и повествует об истории создания Новосибирского Академгородка. Он должен был стать райским местом для учёных, а в итоге превратился в золочёную клетку.
Казалось бы, на сцене ничего не происходит. Актёры воспроизводят подлинные документы, статьи, разговоры тех лет. И история создания советского наукограда оказывается весьма интересной. Не только научные споры и открытия, но и доносы, письма в защиту коллег остались в истории как её живые свидетельства. Живые ещё и благодаря театру «Старый дом».
Ещё один спектакль, который останется в памяти надолго (не соглашусь с коллегой Мариной Дмитревской), — «Несовременный концерт» Учебного театра школы-студии МХАТ (Москва). Над постановкой работали несколько педагогов школы-студии, а огранил это легкое, забавное и в то же время тонкое, волнующее действо мастер курса Виктор Рыжаков. В основе постановки – наблюдения студентов за пожилыми людьми, монологи стариков, старые песни, танцы. Главное в этом спектакле – атмосфера, которая создается умело подобранным видеорядом, далёким от иллюстративности и буквализма.
Молодые актёры играют тонко, не педалируя характерных признаков старости, не впадая в шаржирование и пародию, но, в то же время, с иронией, которая тонко сочетается с любовь к персонажам. Так молодые повествуют о старости, которой и им не миновать. Изящная работа и удивительная для студентов третьего курса профессиональная выучка.
Спектакль «Высоцкий, Requiem», поставленный в Большом театре кукол (Санкт-Петербург), — вторая часть трилогии «Мастерской» Руслана Кудашова, посвященной поэтам XX века. Первым несколько лет назад вышел спектакль «Башлачёв. Человек поющий». Завершит трилогию постановка, посвящённая Иосифу Бродскому. Подобно Валерию Вольховскому Руслан Кудашов умело работает как с куклами, так и с живыми актёрами, что он и продемонстрировал в спектакле «Высоцкий, Requiem».
Спектакль выстроен как череда пластических и музыкальных фантазий на темы произведений Владимира Высоцкого. Два хора – мужской и женский – ведут диалог, разыгрывают метафорические сцены. Для режиссёра важен не хрестоматийный образ человека, хрипевшего в микрофон под гитару, а суть поэзии Высоцкого. То, что останется на века. Поэтому и режиссёр разговаривает со зрителем на языке поэтической метафоры. Фигура поэта вырастает в этом спектакле до символа творчества и поколения.
Завершил фестивальную программу спектакль ТЮЗа имени Брянцева «Вино из одуванчиков, или Замри». Поставил этот спектакль по повести Рэя Брэдбери художественный руководитель театра Адольф Шапиро. Получился серьёзный разговор со зрителем об ответственности старшего поколения перед молодёжью и о том, чем молодые обязаны своим предшественникам. Спектакль обращён к зрителям разных поколений, и каждое найдёт что-то важное для себя.
Вот, пожалуй, главные мои впечатления от фестиваля «Радуга» этого года. Были и другие спектакли, которые больше пришлись по душе моим коллегам. В том-то и особенность фестиваля, что он даёт возможность ознакомиться с актуальными тенденциями современного театрального процесса. И в этом его ценность.