Livejournal
8 июня 2015
текст Е. Пономарев
Лада, или Радость (по прозе Тимура Кибирова)
3 июня
Российский академический молодежный театр
на Новой сцене Александринского театра
Фестиваль «Радуга»
Честно говоря, не знаю, хороша или не очень проза поэта Тимура Кибирова. Спектакль Марины Брусникиной, поставленный в РАМТ, привлекает наше внимание к ней — и этим уже несет просветительскую функцию. Лада — это собака, живущая в вымирающей русской деревне. Налицо и продолжение традиций деревенской прозы, и гуманистический посыл, связанный с произведениями о животных. Однако, в отличие от «Истории лошади» или «Верного Руслана», проникновения в сознание животного не преполагается. Повествование ведет внешнее людское сознание, обладающее абсолютным знанием обо всех — и людях и домашних питомцах. Важно, что и собака Лада, и живущий в деревне кот, и даже примечательное деревенское дерево антропоморфизованы: их играют артисты, перенося свое человеческое сознание на природный мир.
Режиссерская манера в этом спектакле напоминает Каму Гинкаса и его последователей (вспоминается, например, «Рассказ о семи повешенных» Миндаугаса Карбаускиса): на сцене играется-прочитывается литературный текст, актеры выступают и каждый в собственной роли и как чтецы «от автора», за счет этого произведение воспринято филологически, текст осязаемо разворачивается на сцене. Этой интересной и умной манерой хорошо владеют московские театры, в Петебурге я такого не припомню. И у Брусникиной получается живое и динамическое развертывание прозы, юмористические и музыкальные вкрапления оказываются вполне к месту, перемены облика (каждый артист выступает в нескольких ролях) добавляют интереса и живости.
Особенно хочется отметить решение роли собаки (Нелли Уварова — единственная, кто играет только одну роль). С одной стороны, собака смотрится вполне по-человечески — в этом видится изначальная задумка режиссера. С другой, в Уваровой сразу видишь собаку: повадки, движение, взгляд — все это ярко передает особый, отделенный от всех остальных (включая кота — кот оказывается частью мира человеческого) мир.
Единственное, что вызывает вопросы при просмотре этого выверенного, талантливо сделанного спектакля — мысль о том, что все это уже много раз видено; что вся сценическая манера вторична, как и текст Тимура Кибирова.
Не забывай меня
29 мая
Компания Филиппа Жанти на сцене ТЮЗа
Фестиваль «Радуга»
На открытии фестиваля «Радуга» — форума совсем не детского, хотя и созданного ТЮЗом им. Брянцева, — выступил интернациональный коллектив под руководством Филиппа Жанти. Начинал Жанти с кукольного театра, но постепенно двигался к театру синтетическому, в котором соединились куклы, танец, пение, пантомима и т.д. Главная фишка труппы Жанти — работа с манекенами. На сцене рядом с живыми артистами стоят и двигаются манекены — так, что не всегда понимаешь, кто из них человек, кто манекен. Люди и манекены танцуют, поют, участвуют в клоунаде, разыгрывают большие и небольшие сцены. У спектакля есть некий общий абрис, некая общая задумка — построенная на очеловечивании нечеловеческого (куклы или животного — обезьяны) и, напротив, на овеществлении человека. Показательна, например, сцена, в которой девушка ищет себе друга, но перед ней всякий раз вырастает манекен. Отчаяшись найти живого, она любит манекен (блестящая работа актрисы с куклой), но он сначала холоден и ни к чему не способен, а потом просто разваливается на части. Или в предпоследней сцене — страстные любовники замирают, их пытаются оживить то ли могильщики, то ли волшебники, но ожить вместе им уже не суждено — они оживают по отдельности, как Ромео и Джульетта в конце шекспировской пьесы. Под конец — незаметно для зала — людей заменяют манекены. И манекены, как дрова, грузят в (погребальные?) сани. По пересказу можно заключить, что спектакль пафосный — и это будет самая грубая ошибка: никакого пафоса во всем этом нет, есть юмор и подтекст, который проступает постепенно.
Такая театральная система не терпит однозначных трактовок. Жанти говорит, что все это сны его жены и сотрудницы, хореографа Мари Андервуд. И действительно, некоторые пейзажи спектакля можно сравнить с сюрреалистическими видениями. Трудно найти театру Жанти какой-нибудь знакомый аналог. В России, по крайней мере, ничего подобного нет. Ближе всего к этому, наверное, пантомимные труппы — вроде театра «Дерево». Но на фоне Жанти «Дерево» кажется очень провинциальным, ибо там все строится на клоунаде и пантомиме. У Жанти и составляющих спектакля много больше, и замысел тоньше. Наверное, синтетический театр вообще может существовать только у французов, ибо для такого спектакля нужна и хорошая хореография, и блестящая техника кукольного театра, и комедийный талант, и многое другое, но главное — это вкус и тонкость режиссера. Серьезность с легкой улыбкой; лиризм, разбавленный рефлексией; демократизм интеллектуальности; умение вовремя менять регистры настроений — все это черты французской культуры.
Пересказать словами то, что делает Жанти, крайне трудно. Но при этом то, что происходит на сцене, мгновенно находит отклик в зрительном зале: это интересно смотреть и детям и взрослым, и театралам и неофитам, и интеллектуалам и любителям театра попроще. В области восприятия это тоже синтетический театр.
Большое спасибо фестивалю «Радуга» за то, что им удалось заполучить эту труппу, которая, приехав уже не в первый раз на Чеховский фестиваль в Москву, решила показать спектакль еще в нескольких городах России.