MUSECUBE
9 июня 2015
текст Е. Горчакова
Пожалуй, нет в нашей стране человека, не знающего такого поэта и артиста, как Владимир Семёнович Высоцкий. Его имя навсегда вписано в список культурного наследия нашей страны. Высоцкий уникален в своей поэтической самобытности, и том, что в одном человеке соединилось сразу несколько талантов. Именно потому он является «голосом» уже нескольких поколений. И, хотя, великого поэта нет в нашем материальном мире уже более тридцати лет, его творчество остается живым и таким нужным и по сей день. Эти песни под гитару помогают людям жить. Хочется верить и в то, что будущими поколениям это будет также цениться.
В рамках идущего полным ходом XVI Международного театрального фестиваля «Радуга», Санкт-Петербургский Большой Театр Кукол (БТК) представил свой новый, но уже завоевавший симпатию зрителей, спектакль под названием «Высоцкий. Requiem»
ВЫСОЦКИЙ. REQUIEM — вторая часть трилогии, задуманной и создаваемой Русланом Кудашовым. А первой ее частью является «Башлачев. Человек поющий», представший перед публикой в 2011 году, и настолько впечатливший зрителей, что многие приходят снова и снова в БТК ради этого спектакля — малая сцена Большого Театра Кукол всегда забита под завязку. А билеты на него достаточно сложно достать, даже спустя 4 года после премьеры. Завершать же трилогию, посвященную великим русским поэтам ХХ века, обещает рассказ о творческом пути Иосифа Бродского, которого, несомненно, уже ждут с нетерпением.
Премьерный показ «Высоцкий.Requiem» был приурочен к 77-летию поэта. 25-го января 2015 года, в день рождения Владимира Семеновича, Руслан Кудашов и Павел Григорьев представили свою новую работу публике.
Еще до начала действия у зрителей есть возможность удивиться — актерская площадка оказывается между двумя рядами зрителей. И больше напоминает арену, чем театральную сцену. Во время всего спектакля видишь не только актеров, но и других зрителей, сидящих напротив, невольно замечаешь их реакцию на происходящее, можно сказать, что смотришься в них как в зеркало, а они, в свою очередь, вглядываются в тебя. Порой кажется, что все эти люди тоже участники спектакля. И отчасти это верно, ведь созданное Высоцким давно и навсегда стало народным, а значит, невозможно отделить его от тех, кому оно близко и нужно. Сложно сказать, какую именно идею вкладывали создатели спектакля в такую неординарную схему рассадки гостей, однако, с уверенностью можно сказать, что она делает атмосферу спектакля невероятно живой. Видя и ощущая энергию актеров, слыша стихи В. Высоцкого и одновременно видя глаза других зрителей, каким-то непостижимым образом переходишь через границы времени, одновременно находясь здесь и сейчас, все чувства максимально обостряются.
Начинается спектакль со сцены похорон Владимира Высоцкого. Июль 1980-го года. Вся Москва пришла в театр на Таганке, чтобы проститься с артистом. В центре сценического пространства, параллельно зрительным рядам лежит длинная белая деревянная доска. Уже через несколько минут становится понятно, что эта доска символизирует гроб. Звучат слова прощания, атмосфера свершившейся и необратимой трагедии. И отголоски этого пролога ощущаются потом во время всего спектакля.
Все задействованные актеры — молоды. И это, несомненно, только в плюс. Ведь Владимир Высоцкий, как и его творчество, никогда не постареют. Молодость — пора романтики и оголенных эмоций, и все это, безусловно, присутствует в произведениях В.Высоцкого.
Актеры работают с полной самоотдачей, не пытаясь хоть как-нибудь скопировать манеру исполнения, эмоциональную напряженность или голос Владимира Семеновича.
Они стараются передать зрителям именно само творчество поэта, существующее отдельно от своего создателя, находящееся в особом пространстве, существующем вне времени. Послание передается не через прямые трактования стихов Высоцкого, а через прозрачные, порой абстрактные ассоциации. Драйв и бушующие энергии, вкладываемые актерами в каждый свой жест, каждое произнесенное слово, превращают действие в захватывающий дух калейдоскоп, в котором со стремительной быстротой сменяются эпохи творчества Владимира Высоцкого и образы навеянные ими. Два хора — мужской и женский, поначалу кажущиеся условно разделенными, к концу спектакля трансформируются в единый организм, состоящий из тонко чувствующих молодых людей, которые безусловно, справились с труднейшей задачей — выразить творчество В.С. Высоцкого одновременно просто, понятно и по-настоящему.