Трибуна
11 июня 2015
текст Л. Лебедина
Несмотря на сложные политические отношения России и Литвы вильнюсский городской театр приехал на международный театральный фестиваль «Радуга» в Санкт-Петербурге, проходящий с 29 мая по 4 июня, решив показать трагедию Уильяма Шекспира «Юлий Цезарь».
Вместо костюмированного спектакля, выполненного в классическом стиле, зрители увидели нечто напоминающее бункер с облезлыми стенами, длинным кабинетным столом с настольными лампами, направленными в лицо подозреваемого и двумя клетками, в которых периодически восседают персонажи, напоминая человеческий зверинец, перед тем, как выйти на политическую арену. Изначально становится понятно, что сенаторы по пьесе, а по спектаклю молодые функционеры готовят заговор против диктатора Цезаря – захватившего власть в свои руки и поправшего права граждан вольного Рома. Они осторожно прощупают друг друга, выясняют, кто на стороне Цезаря, а кто против, и если все-таки совершат убийство, то собравшемуся народу надо будет объяснить, что сделано это во имя демократии. Нельзя допустить, чтобы авторитарный режим укрепился в свободной республике. Лощенные молодые люди в модных костюмах с холодными скользящими глазами, все, казалось бы, рассчитали, но у них нет своей программы, только ненависть к Цезарю, который напоминает безумного психопата, срывающегося по всякому поводу и абсолютно уверенного в своей исключительности. В общем, все они вызывают брезгливое отношение, поэтому режиссер Артурас Арейма решает спектакль в жанре черной комедии, несмотря на то, что в ее финале совершается убийство. Но как расправляются с «любимцем народа»? Вы не поверите – обыкновенными ножницами с трясущимися от страха руками.
Очередная порция цинизма оборзевших реформаторов проявляется даже в тот момент, когда должно состояться торжественное прощание с покойным – его, можно сказать, как куклу, набитую опилками, волокут по помосту, но при этом славят прежние заслуги Цезаря. И даже верный друг Антоний, понимая, что если он выступит против этой клоаки, его ждет та же участь, поэтому выгоднее подыграть политическим оборотням.
Ситуация патовая и одновременно мерзкая, достойная осмеяния. К великому сожалению, она не принадлежит только истории, имея удивительную способность повторяться с теми же сценариями в новом формате ХХ1 века. И когда заговорщики, празднуя пиррову победу, кричат: мы завоюем Латвию, Польшу, тем самым отступая от шекспировского текста, в этом есть та страшная бацилла великодержавного шовинизма, которая заразила некоторые страны, объявившие себя вершителями судеб всего мира. Таким образом, молодые литовские артисты вместе со своим режиссером и таким же молодым композитором Паулюсом Игнатавичусом не побоялись театральными средствами выразить свою точку зрения на современные политические перевороты, происходящие в разных точках планеты и представить в сатирическом ключе «спасителей» отечества с «голубыми» наклонностями в сатирическом ключе. Что и говорить – смелый поступок!
Ну, а что же поляки, которых собирались завоевать шекспировские экстремисты? На этот раз они проигнорировали политику, хотя очень часто на фестивалях были застрельщиками любимой темы: человека и власти. И решили все свои проблемы переложить на румын. В пьесе Дороты Масловской «Двое бедных румын, говорящих по-польски» в исполнении артистов театра Studio из Варшавы, конечно же, затрагивается проблема эмигрантов, наводнивших эту небогатую страну, воспринимаемую в виде пересылочного пункта для продвижения на более благодатный запад. Вместе с тем предлагаемые обстоятельства пьесы настолько несуразные, настолько запутанные и обрывочные, что понять главную суть этого произведения в невнятной трактовке Агнешки Глинской невозможно. Двое молодых румын: обкуренный парень и беременная непонятно от кого женщина постоянно куда-то бегут, точнее ловят попутные машины, попадая в разные передряги, напоминающие мистические страшилки. Но почему –то от этого не становится смешно, скорее грустно, поскольку мир сошел с ума и люди уже не в состоянии понимать друг друга, в том числе разобраться в самих себе, своих проблемах, желаниях. Полная амнезия.
Тогда спрашивается – зачем смотреть этот бред? Чтобы лишний раз убедиться в том, что наступила полная деградация человеческого духа и наступил эпохальный момент вырождения… К тому же в финале спектакля беременная женщина вешается в туалете. Я готова смотреть подобного рода сочинения с одним условием, если они обладают хотя бы малыми признаками художественности и где мне не навязывают простейшую арифметику, в виде дважды два четыре.