«Проклятье голодающего класса» режиссера Ли Бруера на фестивале «Радуга»

Петербургский театральный журнал
текст Е. Тропп

Сэм Шепард. «Проклятье голодающего класса».
Саратовский академический театр юного зрителя имени Ю. П. Киселева.
Режиссер Ли Бруер (США), художник Эмиль Капелюш

После спектакля я столкнулась в фойе с Риммой Кречетовой, известным театроведом, одной из старейшин критического цеха, автором книг о Любимове, Боровском, Высоцком etc. Римма Павловна была очень оживлена и сказала, что на следующий день обязательно пойдет на мастер-класс Ли Бруера. «Хулиганы мне нравятся!» — весело добавила она.
Не все на петербургском фестивале именно так смогли оценить американского режиссера… А жаль. «Ветеран заокеанского авангардного театра» Ли Бруер, по словам Марины Давыдовой, «принадлежит к высшему эшелону американской театральной элиты». Москва в конце 1990-х видела его «Госпел в Колоне» (версия «Эдипа в Колоне»), действие которого разворачивалось внутри протестантской церкви, а хор состоял из темнокожих певцов, и, спустя десять лет, — «Нору», в которой все мужские роли исполнялись лилипутами.

Сейчас бодрый, энергичный, загорелый 74-летний руководитель нью-йоркского театра Mabou Mines привез в Петербург на «Радугу» свой первый русский проект — спектакль по пьесе Сэма Шепарда, хорошо известной на западе, но в России ранее не ставившейся. В Саратовском ТЮЗе Киселева Ли Бруер (кстати, на четверть — русский: его бабушка когда-то эмигрировала в Штаты) оказался по приглашению директора театра Валерия Райкова. Как сообщает сайт ТЮЗа, спектакль создан в рамках программы сотрудничества, разработанной Президентской двусторонней комиссией, организованной президентами Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой. Саратовский ТЮЗ Киселева получил Грант Госдепартамента США и Посольства США.

Все эти невероятные обстоятельства, конечно, не должны влиять на восприятие и оценку спектакля… Они не повлияли. Магия имени «Ли Бруер«(не очень, как оказалось, знакомого нашему далекому от торных дорог авангардного театра городу) не сработала. Спектакль, оказавшись на чужой и неподходящей площадке, несколько «поплыл», шел тяжело и с провалами. Многие были разочарованы. Что ж, так бывает на фестивалях. Мне же повезло: я видела этот спектакль в Саратове, где он, несмотря на сложность материала, хорошо принимается зрителями. Сценография Эмиля Капелюша и мизансцены Ли Бруера рассчитаны на сцену-коробку: мы должны видеть картинку в рамке порталов, как на экране — происходящее на сцене должно напоминать кино. А в Петербурге зрители смотрели на сцену сверху, из амфитеатра, и видели зачастую макушки актеров и их согнутые спины вместо лиц…

Впрочем, мне кажется, и в таких условиях главное в спектакле не потерялось, и не заметить его достоинств невозможно. В Саратовском ТЮЗе сильная тренированная труппа, они привыкли к работе с режиссерами самых разных школ, им по плечу сложные задачи. И в «Проклятье» есть замечательно сыгранные роли. Елена Вовненко, например, красавица-актриса, не побоялась превратиться в жалкую героиню с подбитым глазом, нетвердой походкой и распадающимся сознанием. Ее партнеры, молодые актеры Анастасия Бескровная и Руслан Дивлятшин, работают глубоко, серьезно и даже, можно сказать, бесстрашно.

История Сэма Шепарда — очень американская, по атмосфере и по темам. Мрачная семейная драма. Вестон Тейт, отец — спившийся ветеран Вьетнама, измученная его пьянством мать, Элла, их дети — молодой человек по имени Весли и девочка-подросток Эмма. Запущенная, разоренная ферма. Элла надеется продать дом, втайне от мужа, и уехать — в Европу, куда глаза глядят… Вестон же в пьяном угаре под залог дома купил кусок земли в пустыне. Понятно, что надежды каждого из героев — несбыточны, иллюзорны. Дом давно уже не их собственность, он отошел кредиторам, участок в пустыне — мираж, созданный умелым мошенником (он же обманывает и Эллу). Мечты героев о свободе призрачны. Теряя дом, теряя свою землю, они теряют все. Вестон в какой-то момент делает попытку возродиться. Совершает несколько вроде бы простых действий (но они, конечно, имеют не только бытовой, но и ритуальный характер): лечит заболевшего ягненка, вешает на место сломанную дверь своего дома, моется и надевает чистую одежду, выбрасывая грязные обноски… Но уже ничего изменить нельзя. Его сын, потерявший веру в собственное будущее, закалывает ягненка и надевает старую одежду отца, как бы превращаясь в него. В финале пьесы глава семьи убегает в Мексику (где кредиторы его, разумеется, найдут), а люди, которым он должен, взрывают машину вместе с его дочерью, тоже пытавшейся куда-нибудь уехать. Элла и Весли остаются в живых, но ясно, что жизнь их на самом деле кончена.

Ли Бруер в финале уничтожает всех Тейтов. На воздух — в прямом смысле — взлетает Эмма (Анастасия Бескровная): раздается взрыв, из ржавой машины, стоящей на сцене, через крышу вылетает хрупкое тело девушки, красиво и страшно парит на трехметровой высоте и затем опускается на площадку. Мать и сына, видимо, киллеры тоже убили. Мы видим страшные лица-маски Эллы и Весли, подсвеченные фонариками снизу. Загробными голосами они произносят последние реплики пьесы: обретающий мистическое значение рассказ про орла и кота, которые раздирают друг друга в воздухе и вместе падают на землю.

Историю о гибели семейства Тейтов Ли Бруер рассказывает жестко, лихо, соединяя натуралистические детали с символическими. В громадном дощатом ангаре, выстроенном Капелюшем, установлен вращающийся на одной опоре длинный стол (похоже на огромный вентиль неизвестно какого механизма), в углу — плитка с кастрюлей и раковина, заваленная грязной посудой. Предусмотренный у автора жертвенный ягненок присутствует на сцене: его носят на руках, гладят, вычесывают ему шерсть, а во втором акте овечка поднимается из люка в белоснежной ванне, наполненной цветами (образ на грани кича, но эффектно!).

Реализм повествования Бруер время от времени нарушает. Монолог Весли он, например, переставляет в самое начало и делает «эпиграфом» внутренним: герой лежит в ванне с гитарой (при этом тут же, у портала, находится настоящий музыкант, в течение всего действия он играет вживую) и говорит странную, обращенную внутрь себя речь о своих мечтах. Потом целых пять минут актер Руслан Дивлятшин пытается завести зал песней Сэма Кука «Время перемен придет»… Монолог Вестона в начале второго акта вообще большей частью транслируется на экран (в виде бегущей строки). На экране же возникают похожие на клипы MTV мечты героев — Элла, скажем, представляет себе, как она станет автомехаником в Мексике.

Взрыв и полет героини — не единственный трюк режиссера. Старый холодильник (может быть, «Саратов»?) — одна из главных деталей оформления. Его пустое нутро то и дело рассматривают персонажи, в нем прячется от пьяного отца Эмма и т. д. В финале холодильник оживает и ездит по темной сцене сам по себе…

В одном из заключительных эпизодов, когда явились киллеры и расхаживали по площадке с оружием и шкурой освежеванного ягненка в руках, один из зрителей в зале встал и пошел к выходу. Эмерсон (Владимир Конев), почти не целясь, выстрелил в него, мужчина упал и остался лежать на ступеньках… Сидевший рядом со мной известный театровед, критик и педагог, порядком, кстати, раздраженный и утомленный спектаклем (который ему категорически не понравился), в эту минуту по-настоящему взволновался и с искренней тревогой спросил: «Что это такое?!» Честное слово, он был вполне готов сорваться с места и бежать на помощь подстреленному зрителю… Я думаю, если бы Ли Бруер узнал, что его трюк сработал настолько мощно, что даже просвещенный зритель оказался в его власти, он был бы доволен.