О дивный новый мир

НОРА, ИЛИ КУКОЛЬНЫЙ ДОМ
Шаушпильхаус (Цюрих, Швейцария)
Режиссёр — Тимофей Кулябин

Текст студентки театроведческого факультета РГИСИ Варвары Цыпиной

Тимофей Кулябин поместил героев пьесы Ибсена «Кукольный дом» в современный технологичный мир всевозможных мессенджеров, где жизнь разворачивается на экране телефона, поэтому одна из последних реплик Норы: ««Только сейчас мы впервые говорим по-настоящему», — здесь понимается буквально. Впервые за все действие супруги посмотрят друг другу в глаза лишь в последней сцене, до этого их общение фиксирует вибрация мобильного телефона – смс-ки вместо писем, видеосвязь вместо живого диалога. Пока на экран проецируется (некий театральный десктоп, которым в кино занимается Тимур Бекмамбетов), содержимое таких несодержательных переписок, за застекленной стеной обитают обладатели этих смартфонов. Сцена разделена на три блока: каждый для обозначения места действия. Например, Нора на кухне своего дома ведет переписку с Кристин, которая в этот момент лежит в своей постели. Сценография, будучи максимально лаконичной, схватывает фактуру, дает объем – и смысловой и визуальный. При этом кажется, что создатели отталкиваются от первых ассоциаций: если Рождество, то непременно елка и подарки, офис – кабинет, заваленный бумагами, магазин – примерочная. Однако, этого оказывается вполне достаточно для того, чтобы не просто идентифицировать место действия, но и визуально углубить содержание. Время от времени декорации переставляют, появляются новые блоки с другими пространствами, но герои, подобно жителям игрушечного кукольного дома, не имеют возможности перемещаться свободно, поэтому такие перестановки сопровождаются затемнением, короткой паузой.

Спектакль начинается перепиской Норы и Хельмера. Он зовет ее белочкой, поэтому рядом с никнеймом стоит соответствующий смайлик с изображением животного. Пока Хельмер сидит в парикмахерской, его супруга беззаботно спускает семейный бюджет на прихоти сына, попутно отправляя мужу

фотографии покупок и счастливые сэлфи, на которые в онлайн-режиме накладываются разнообразные фильтры. Нужно сказать, что из всех этих виртуальных коммуникаций считывается характер героев, пусть и наивным путем. Нора – экзальтированная дама, тщательно подбирающая смайлики для каждого смс и не скупящаяся на их количество (что, кажется, в народе считается признаком легкой глупости, ну или по крайней мере сильной степени инфантильности). Занята бытом, деньгами мужами, собственноручно придуманными истериками и всем таким приземленным, что делает ее жалкой и несчастной в наших глазах. Такую себя она с радостью несет в массы Фейсбука, Инстаграма и прочих сетей, где все измеряется веселыми рожицами и умением редактировать фотки – картина «идеального» фейк-мира, погруженность в который не позволяет Норе взглянуть на свою истинную реальность. В фейсбуке ее находит старая приятельница Кристин (в отношении смайликов более сдержана, функции виртуальной красоты почти не использует), здесь текст снова чудесным образом вписывается в современную реалию: Нора несколько раз увеличивает фото подруги и разглядев ее получше, пишет: «Как ты изменилась!». Собственно, эти переписки длятся бесконечное число минут, заставляя зрительный зал несколько поредеть за это время, однако, кажется прием намеренно сделан утомительно – ибо се ля ви, упершегося глазами в экран.

По-настоящему живой интонация становится в сцене, когда Нора приходит в танцевальный зал на урок тарантеллы. Во-первых, это и смешно, и здорово сделано, и потом это эмоциональная встряска и для зрителя, и для самой героини. Она танцует нарочито нелепо, истерично, но вопреки всему, раздирая собой пустоту (о которой скажет Кристин), пытаясь вырваться за собственные пределы. Потом Нора повторит этот танец уже на официальном вечере более сдержанно, готовясь признаться мужу в совершенном. Пока главная героиня прячется от стыда в туалете, в соседней комнате Хельмер отгадывает в игре «Крокодил» – предательство. Перемена происходит с Норой естественно, она прозревает сразу после возвращения в реальный мир, как только открывает глаза. Как современная независимая женщина она расстается с мужем, отправив: «Я ухожу от тебя» по смс, но уходить будет теперь уже по-настоящему.