Театр одного героя

ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
HUNCH theatre (Лондон, Великобритания)
Режиссёр – Владимир Щербань

Текст студентки театроведческого факультета РГИСИ Валерии Николаевой

Английские актёры рождаются, чтобы играть Гамлетов. Тем более такие, как Оливер Беннет. Он сидит на коричневом кожаном кресле в солнцезащитных очках, слушая рок звёзд 80-х – ещё перед началом спектакля олицетворяет собой героев всех времён от Гамлета до рок-кумиров. Думаешь, и впрямь звезда эстрады теперь новый герой, особенно когда с ним фотографируются зрители. Хотя режиссёр и немного запоздал – рок-культура осталась за бортом XXI. Но начинается спектакль, и мазурки, мундиры и блестящие эполеты отправляют ещё на век дальше. Оливер Беннет с томиком «Героя нашего времени» в руках становится единственным и неповторимым – Печьёриным (читать с английским акцентом), прикладывая портрет Лермонтова на обложке к своему лицу.

Над диваном висит большое зеркало, как бы незамысловатый образ отражения внутреннего мира Печорина. Он на сеансе с доктором, превратившимся из фельдшера в психоаналитика, наблюдает, что происходило с ним в «Княжне Мери». В памяти всплывают Грушницкий (Тим Делап), закутанная в меха Вера и нежная аристократка княжна (Флоренс Робертс играет обеих). Всё режиссёром сделано просто: Печорин командует театром в своей голове, вызывая в микрофон образы героев, заставляя их воспроизводить историю. Грушницкий и Мери скачут ломаными движениями мазурки, как бы против своей воли, намеренно марионеточно, потому что того захотел Печорин. Всё, как ему кажется, происходит по его указанию, и он управляет действием.

Вдруг Мери прорывается сквозь схематичные движения, отказываясь следовать указаниям кукловода. С этого момента Печорин всё больше теряет контроль над героями, историей, чувствами. Мери, Грушницкий и Вера занимают равнозначные позиции, и действие движется вне указаний. Режиссёр проводит героя от руководителя процессом до покорившегося судьбе фаталиста.

Печорин в спектакле не рефлексирует на тему утраты контроля. Как только он перестаёт быть главным в собственном театре, его беседа с докторм прекращается. Он вовлечён в ход жизни, уступая силе отношений, возникающих между ним и другими. Печорин Беннета матерится и позёрствует как рок-звезда. Издевается и передразнивает других героев, дерётся с Верой и страстно целует её. Скачет, бегает, падает, кричит, ест лимон целиком и рыдает в конце – в общем, живёт самой настоящей и самой свободной жизнью. Хоть спектакль излишне театрален, излишне драматичен, но такова судьба этого героя — строить театр вокруг себя и потом стать жертвой своего же театра.