Вечные клятвы

БЛИЗКИЕ ДРУЗЬЯ
ТЮЗ им А.А.Брянцева (Санкт-Петербург)
Режиссер — Елизавета Бондарь

Текст студентки театроведческого факультета РГИСИ Полины Никитиной

Несколько лет назад в Германии вышел мини-сериал «Наши матери, наши отцы» о дружбе пяти молодых людей в довоенной, военной и послевоенной Германии. Там есть эпизод – один из главных героев офицер вермахта Вильгельм, попавший на восточный фронт, едет на грузовике по бескрайнему полю и сознание его переворачивается. Он больше не может воевать против такой красоты. «Небо России было таким огромным и бескрайним, словно сам Бог хотел поразить всех красотой своего творения». А поле вдоль него все несется, несется и несется… Ральф, пожилой немец, возвращается в Россию, берет молодого гида, садится в поезд и вдоль него также понесутся поля, поля, поля. Все герои – немцы 20 и 21 века будут находиться на свободе театрального пространства, а зрители будут заперты на маленькой веранде с огромными окнами. Это все театр, неправда, фантазия в безвременном пространстве. Этого не зацепить в реальности, не осмыслить и не понять. Травма она всегда сидит и ноет в глубине человеческой души. И благополучный, 80-летний немец Ральф бросает жизнь на пенсии с операми, музеями и воскресным чаем и отправляется в Россию. Там где в полях, лесах и болотах осталась его настоящая жизнь. Туда где было невозможно больно видеть смерть друга в городке Белая Калитва. Это название не сможет выговорить не один немец! Пусть хоть Миллерово – что-то родное есть в этом названии. Зритель заперт на этой веранде и в тоже время не лишен свободы. Зрительские места – неудобные, крутящиеся стулья. Вертись и смотри, то, что хочешь. Не смотри вовсе. Стало душно, страшно, жарко – загляни в телефон. Лишь иногда открывают двери, чтобы пустить воздух, показать любовную сцену или напугать сценой Безумного чаепития героев в масках кроликов. За стенами веранды разворачивается масштабное вневременное полотно нескольких частных жизней. Эрнестина, Ханс, Ральф – друзья с детства, как и положено, дают на кладбище клятву быть вечно вместе. Закручивает их жизнь, и они переживают любовь, ссоры, непонимание, Ханс и Ральф делят Эрнестину. Эрнестина выходит замуж на нежного и неуверенного в себе Ханса и верховодит им. Но тут начинается война. Ханс и Ральф отправляются на фронт, где в месте с диким и непонятным названием также дико и бессмысленно гибнет Ханс. И Ральф, словно движимый чем – то внеземным как сумасшедший тащит тело Ханса в цинковом гробу за собой. Чтобы похоронить на Северном кладбище Мюнхена. Через 60 лет Ральф возвращается в Россию и его гидом становится мальчик Коля. Но на самом деле это Ханс (их роли исполняет один актер – Иван Стрюк) – его очередь теперь тащить Ральфа через дикие поля России. Путешествие в Россию должно было стать точкой в жизни Ральфа, где были – детство, война и 60 лет жизнедеятельности. Готовится гроб, похороны. Но умирает не он. Ему предстоит, как и 60 лет назад вернутся из России в Германию. Заканчивается спектакль возращением в детство, в потерянный рай. Все трое, все дети, все на кладбище в Мюнхене. Герои обнажаются и остаются открытыми, беззащитными и невинными детьми.

Зрителям словно показали серию диафильмов с импрессионистскими картинками о жизни, смерти, дружбе, любви и войне. Всё в спектакле размыто, нечетко, неясно, тревожно. И даже главный вопрос «с кем мы воевали и зачем?» виснет в этом безвременном и ирреальном пространстве, где все всё знают. Но никто ничего не помнит и не понимает.