Любишь ли ты брата?

MUSECUBE
5 июня 2015
текст А. Игнатенко 

Всё-таки детство – самый сложный период в жизни человека, нужно оправдывать родительские ожидания и «хорошо себя вести». А ёщё от тебя требуют, чтобы ты ходил в школу, причём на все предметы, в том числе на математику, даже если ты с рождения гуманитарий. В детстве каждого были свои страхи: кто-то боялся темноты или собак, кто-то манной каши с комками или какао с пенкой. Для автора ужас детства – это две книги, которые по настоянию родителей необходимо было прочитать: «Спартак» Рафаэлло Джованьоли и «Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевского. Книги были прочитаны, но не полюбились: ведь в первой описаны всякие жестокие для девочки вещи, такие как битвы гладиаторов. Роман нашего классика показался неимоверно длинным и скучным. Со страхами надо бороться, поэтому, когда оказалось, что в списке спектаклей фестиваля «Радуга» значится постановка «Карамазовы» Сербского театра «Славия», решение было принято незамедлительно.

Начать хочется с того, что режиссёру Владимиру Лазичу удалось из 900-страничной книги сделать полуторачасовой энергичный спектакль. Начинается постановка с размышлений Фёдора Карамазова (отца) об окружающем его мире. Он сетует на «воровское» время: у народа всё отнимает власть и проходимцы – они ничего не делают, но почему-то имеет всё. Фёдор Павлович любит свою родину, Россию, но всё-таки она для него мачеха, а не матушка. Больше всего на свете Фёдор ценит деньги, и дорожит ими, приговаривая «каждую копеечка на счету».

Иван Карамазов, напротив, равнодушен к деньгам, главное значение для него имеет любовь. Он хочет отнять у брата Мити невесту, Катерину Ивановну. Митя, хоть и в отношениях с Катериной Ивановной, влюблён в Грушеньку Светлову, на которой, в свою очередь, хочет жениться его отец. В общем, нездоровые отношения в этом семействе, ему недостаёт любви, в основном всё строится на страсти, деньгах и корысти. Родные люди живут под одной крышей и ненавидят друг друга. Отец боится, что сын Митя убьёт его. Должно быть, самый цельный персонаж спектакля – ещё один брат, Алёша. Он глубоко верующий человек, умеет прощать и понимать других, поэтому только с ним ладит Фёдор Павлович и другие его сыновья.

Важная составляющая спектакля – это рассуждения о вере и Боге. Фёдор Карамазов спрашивает, обращаясь к залу: «Есть ли Бог?». Но ответа не получает, ведь на этот вопрос каждый отвечает себе сам. «Бога нет» — говорит сам Фёдор. «Бог есть» — возражает его сын Алёша. Такие вот разные люди, с различными взглядами на мир, вынуждены жить вместе, это и приводит впоследствии к трагическому финалу.

Произведения Фёдора Михайловича Достоевского, несмотря на то, что почитаемы и уважаемы по всего миру, тяжелы для восприятия, сложно пробираться через дебри философских рассуждений о сути вещей. Ставить по его книгам спектакли – ещё более трудная задача. Театру «Славия» скажем спасибо за попытку, ведь, если подумать, то «Братья Карамазовы» — это остросюжетный детектив в лучших традициях жанра, с одним покойником и пятью неизвестными.

Хотя диалоги в спектакле классические, всё же он изящно осовременен, благодаря мультимедийным вставкам со зловещей музыкой. Кроме того, актёры одеты в костюмы, не характерные для девятнадцатого века. Впрочем, в постановке отсутствует эпатаж, поклонники классики должны быть довольны: никакого надругательства над святыней Владимир Лазич и его команда не совершили. Достоевский, оказывается, бывает нескучный и даже захватывающий.