Замороженное поколение

Трибуна
1 июня 2011
текст Л. Лебедина
В двенадцатый раз на берегах Невы превзошел себя театральный юношеский фестиваль «Радуга». Единственный в стране, подобных ему в России нет, из-за этого сюда стремятся попасть все театры юного зрителя.

Отбор спектаклей здесь идет жесткий, по-настоящему художественный, поэтому слабые постановки отметаются как прошлогодний снег. Нельзя сказать, что все они шедевры, какие-то содержат в себе большие открытия, какие-то привычно традиционные, и вместе с тем каждый из них выражает свой особый взгляд на современный мир, в чем-то больной и трагичный, в чем-то прекрасный, а самое главное, как в нем себя чувствует молодежь. Ведь для того, чтобы юность пришла в театр, ей должно быть не только интересно, необходим элемент познания, живой процесс, которого нет нигде.

Это в первую очередь понимает директор Питерского ТЮЗа Светлана Лаврецова. Как бы ни было трудно в первые годы существования фестиваля добиваться субсидий от Министерства культуры РФ, как бы ее ни уверяли, что у города масса других проблем помимо новоиспеченного праздника, она упорно продолжала гнуть свою линию: у ТЮЗов должен быть свой фестивальный дом, где и профессионалы, и зрители разговаривали бы на одном языке.

За прошедшие 12 лет зрительский контингент этих театров сильно изменился. Изменился вместе с изменившейся страной, нравственным климатом общества, его приоритетами и стремительным взрослением детей, которым с младых лет внушают, что без успеха и денег ты не человек. К чему это ведет, к каким необратимым последствиям, попытались выяснить на нынешней «Радуге» съехавшиеся коллективы во главе с художественным руководителем проектов ТЮЗа имени Брянцева Адольфом Шапиро. Всемирно известным режиссером, президентом Российского центра АССИТЕЖ, 30 лет возглавлявшим Рижский ТЮЗ, поставившим немало спектаклей в России и за рубежом.

А теперь представьте: он берет и ставит в молодежном театре Уильяма Шекспира, не какую-то там сказочку, а «Короля Лира», того самого Лира, который добровольно отдал власть в руки двух старших дочерей, отправив за непослушание младшую в изгнание. Разделив, таким образом, страну на две половины и оставив при себе все титулы, а также надежду, что дети будут его почитать. Но не тут-то было: идеалиста-старика, с которого уже нечего взять, выгоняют, и он оказывается в степи вместе с шутом и верным Кентом. Не правда ли, очень «забавная» тема, особенно сегодня, когда взрослые дети отправляют в богадельни старых родителей, чтобы освободить жилплощадь? Но Шапиро не столь примитивно мыслит, чтобы из классики извлекать поучительные уроки, он мыслит куда более объемно, соединяя власть вышестоящих с униженным человеком на голой земле, которого можно раздавить как муху. Король Лир Сергея Дрейдена (широко известного по фильму «Окно в Париж») не сатрап и диктатор, он даже демократ, решившийся на перестройку, но ему неведомы беды простого люда. Лир никогда не задумывался, что испытывает голодный человек, лишенный крова, и только оказавшись в роли бомжа, на собственной шкуре ощущает, как мал и бесправен человек без пенни в кармане. От этого рассудок экс-короля мутится, зато оживает покрывшееся панцирем сердце, и начинают литься слезы, слезы любви и сострадания. Никакого хеппи-энда в этом спектакле нет, да и не может быть, ибо Шапиро не настолько наивен, чтобы верить в чудеса, но зато он верит в катарсис – духовное очищение, наступающее в финале спектакля вместе с музыкой живого оркестра BILLY’S BAND. Недаром солист этого ансамбля Билли Новик параллельно играет шута, как бы олицетворяя посланника нынешнего времени, знающего, что за три столетия после шекспировской эпохи характер власти ничуть не изменится. По всему видно, спектакль Адольфа Шапиро пассионарный, всемирный, что заметно в сценографии. По замыслу художницы Елены Степановой, весь зрительный зал как бы находится в коконе, летящем к неведомым мирам, где тоже есть свои короли и шуты. Увидеть такое в нашем аполитичном театре – дорогого стоит, ибо нет ничего страшнее, чем сон разума.

Будоражит общественное сознание и эстонский спектакль из Пярну «Балетмейстер», поставленный Андресом Ноорметсом в виде политического китча, фантасмагории, случившейся с горе-пожарником и тремя псевдогероями, получившими спецзадание вызволить президента страны из психушки. Комический сюжет весьма многозначительный, тут и сталинский режим, представленный в виде теней на белой простыне, и танцевальный ансамбль четырех смельчаков, не знающих, куда деть руки и ноги, но раз долг велит, значит, надо, а зачем, и сами не понимают.

Вообще-то эстонские театры частые гости питерских фестивалей. Не случайно нынешняя «Радуга» начиналась с блистательного спектакля Таллинского городского театра «Красные носы» художественного руководителя Эльмо Нюганена, давнего друга Адольфа Шапиро.

Приехали на этот фестиваль и гости из солнечной Болгарии со спектаклем по мотивам Беккета, Ионеско и Мрожека «Волшебная ночь». Хотя режиссера Александра Морфова никак не назовешь гостем, поскольку большая часть постановок этого креативного выдумщика украшает афишу Театра имени Комиссаржевской, а в Ленкоме с успехом идет «Затмение». Абсурдность существования двух бомжей в парке вызывает одновременно и горечь, и смех, и тоску, ибо люди даже в таких, мягко выражаясь, неудобных обстоятельствах продолжают мечтать о любви и прекрасном. Мы не знаем, как и почему они оказались на дне жизни, но они живы, и это главное. Юмор не покидает их даже в самую трагическую минуту, когда отверженные решаются на суицид с помощью одного пистолета и одной пули.

Каждый день фестивальной недели начинался и заканчивался по-разному. Порой зрителей ожидали самые неожиданные сюрпризы, как, например, со спектаклем Пермского ТЮЗа «Предместье» по пьесе Вампилова «Старший сын». Казалось бы, ну что нового можно сказать после гениального фильма с участием Евгения Леонова и Николая Караченцова, а вот надо же, случилось… Михаил Скоморохов обнаружил в этой простенькой на первый взгляд истории исчезающую из нашего обихода душевность и доверчивость, сердечность и доброту. Двое молодых людей не просто оказываются ночью среди дощатых заборов, сараев, заплеванных подъездов, они попадают в совершенно другую нравственную среду. Среду Сарафанова в замечательном исполнении Николая Глебова, где верят на слово, не стесняются распахнутой души и скромного существования. Поскольку верят в идеалы и свою страну.

Чего никак нельзя сказать о героях двух других спектаклей, поставленных молодыми режиссерами: «Убийца» (Московский ТЮЗ) и «Запертая дверь» (Молодежный питерский центр «МИГ»). Фактически и Дмитрий Егоров из Москвы, и улыбчивый Дмитрий Волкострелов ставят о замороженном поколении нулевых, когда никого и ничто не волнует, ну а единственное оправдание собственной жизни – это зарабатывание денег. Эмоциональная истощенность – вот их бренд, безразличие – вечный спутник. Единственно, что их может развлечь, испугать, – это смерть, с которой можно играть как с виртуальной реальностью.