Александр Морфов: «Жизнь очень любопытна. Она цветная, красочная и я хочу, чтобы мои спектакли были такими же».

ОКОЛО
текст Д. Слёзина

В этом году программа XII фестиваля «Радуга», ежегодно проводимого ТЮЗом им. Брянцева как обычно была очень насыщенной. У зрителей и гостей была возможность посетить мастер-классы режиссера и педагога Юрия Альшица, греческого режиссёра и педагога Василиса Лаггоса, ученика Ежи Гротовского, американского режиссёра Ли Бруера, а также увидеть спектакли таких режиссеров как Эльмо Нюганен, Марат Гацалов, Дмитрий Волкострелов, Дмитрий Егоров. Некоторые из них участвовали в «Радуге» впервые, другие – постоянные гости фестиваля. Одним из особенно ожидаемых петербургской публикой событий стал спектакль Александра Морфова, режиссера, известного своими постановками в театре им. В.Ф. Комиссаржевской. «Волшебная ночь» — спектакль по мотивам произведений абсурдистов: С. Беккета, Э. Ионеско, С. Мрожека, был поставлен в Софии, в 1990-ые годы и восстановлен режиссером именно для фестиваля. Александр ответил на несколько вопросов о привезенном спектакле, работе с актерами и планах на будущее:

Александр, на фестиваль «Радуга» Вы привезли спектакль болгарского театра Ивана Вазова «Волшебная ночь». С чем связан выбор спектакля?

-Во-первых, одним из требований фестиваля была постановка по драматургии 20 века, не классических авторов. А во-вторых, с этим спектаклем мы объездили больше чем 20 стран. Он фестивальный и очень мобильный — в нем участвуют всего 5-6 человек. И самая важная причина в том, что это очень личный спектакль для меня. Я работаю уже 18 лет и это практически первая постановка, которую я делал как режиссер на профессиональной сцене. Я все время обновляю этот спектакль, что-то меняю внутри. И, поскольку он связан со мной и с актерами, с которыми мы его делали, Пламеном Пеевым и Теодором Елмазовым, всегда хочется поделиться со зрителем тем, что нас заставляло работать над ним, придумывать, страдать и вдыхать то, что нас вдохновляло.

Насколько отличается спектакль, который увидели на «Радуге» петербургские зрители от того, что шло на болгарской сцене в первой редакции?

-Основа, конечно, одинаковая. Те же два человека, которые являются героями пьесы «В ожидании Годо» Самюэля Беккета. Внешне ничего как будто не изменилось, но многое внутри текста, в импровизации было добавлено, многое было убрано. Мы пробовали несколько вариантов. Первоначально был даже другой финал – хэппиэнд, было большее количество персонажей. Даже была версия в стиле кабаре с балетом. И сейчас он, может быть, стал немного грустнее, потому что время меняется, мы меняемся вместе со временем, меняются наши страдания, наши надежды. 17 лет назад он изображал нас тогда, а последняя версия спектакля отображает нас именно такими, какие мы есть сейчас.

Когда спектакль идет несколько лет, Вы работаете с актерами, помогаете вернуть настрой, который была задан изначально?

— Конечно. Когда возвращаюсь в Петербург, например, всегда репетирую мои спектакли. Стараюсь вернуть им то вдохновение, которое было заложено вначале, помочь актерам. Артист забывает квинтессенцию той идеи, которая тогда заразила его и сделала человеком, творящим на сцене. У него такая профессия, он идет вечером выполнять свою задачу, делать свою работу. И за нее он получает деньги. Постепенно все в этой работе становится механическим. Периодически надо несколько раз «давать ему пощечину», «бросать в холодную воду», чтобы помочь вспомнить, что было на самом деле в начале. Например, бывают артисты, у которых есть режиссерские амбиции. Они начинают строить собственные концепции относительно роли, что иногда очень плохо сказывается на спектакле. За этим надо все время следить, а это достаточно сложно, особенно в репертуарном театре. В Петербурге, как и в Болгарии, мои спектакли идут много лет. Буря, например, идет уже 13 лет. Надо просто следить и репетировать.

Вы упомянули об актерских амбициях. Некоторые актеры, с которыми вы работаете в Петербурге, пробуют себя в режиссерской профессии. Я имею ввиду Александра Баргмана, Сергея Бызгу, Маргариту Бычкову. Что вы думаете об актерской режиссуре?

-В этом нет ничего плохого. Хорошая актерская режиссура — это актер, который очень правильно расставил все точки и рассказывает по-человечески человеческие истории. Я смотрю спектакли, которые ставят актеры Комиссаржевки, и те, которые идут в других театрах. Есть прекрасные вещи. Некоторые актеры, пробующие себя в качестве режиссера, иногда ставят спектакли, в которых нет пустой режиссерской амбиции. Не надо пытаться доказать всему миру, что ты такой «продвинутый чувак» и всех сейчас ошарашишь своими гениальными режиссерскими идеями. Не надо так плохо и так банально. Для меня ценнее одна случайно встреченная простая настоящая чувственная вещь.

«Радуга» позиционирует себя как фестиваль, посвященный театру для юношества и молодежи.
Насколько на Ваш взгляд «Волшебная ночь» актуальна для молодых людей? Готова ли они его понять и принять?

-Я очень счастлив, что на спектакле в зале была в основном молодая публика, которая очень хорошо приняла его. Это означает, что его тема трогает и волнует юного зрителя. Можно сказать, что в каком-то смысле это спектакль для молодежи, потому что в нем много импровизации, движения, много игры, и фантазии, тех вещей, которые присущи молодым людям. Мы тоже были очень молоды, когда создавали его, и этот дух сохранился в постановке.

«Волшебная ночь» показанная в ТЮЗе была схожа по эмоциональному посылу, некоторым художественным решениям и акцентам со спектаклем «Мыльные ангелы», поставленным Вами в театре Комиссаржевской. Можно ли сказать, что отчасти он, как первая серьезная работа, нашел отражение других Ваших постановках?

— У каждого есть свой собственный стиль. Смотришь фильмы Чарли Чаплина или Федерико Феллини и становится приятно, когда узнаешь в них то, что нравится в работах этих режиссеров. Я далек от мысли сравнивать себя с ними, но это мои требования к театру и искусству. Для меня театр должен быть живым. Моя духовность и мой темперамент не связаны с концептуальным театром. И я не могу и не хочу им заниматься. То есть, я могу имитировать его, могу издеваться над ним в каких-то эпизодах. Но всерьез заниматься им — никогда. Для меня самое важное – это игра, живой артист, который может держать внимание публики долгое время, который способен удивлять ее, смешить и одновременно заставлять плакать. Жизнь очень любопытна. Она цветная, красочная и я хочу, чтобы мои спектакли были такими же. И поэтому иногда в спектаклях есть повторы каких-нибудь средств. Я люблю импровизировать, люблю джаз, музыку и не хочу лишаться этих вещей из-за того что что-то где-то будет подобно. В этом я.

Вы — главный режиссер театра Ивана Вазова в Софии и главный приглашенный режиссер петербургского театра им. В.Ф. Комиссаржевской. В обоих театрах на протяжении нескольких лет работаете со своими слаженными труппами. Различается ли Ваш подход к работе с актерами в этих театрах?

— Не могу сказать, что есть какая-то разница, потому что я работаю с теми людьми, с которыми могу найти общий язык. И ребята, артисты Комиссаржевки, с которыми я работаю, именно такие. Мое общение с ними не ограничивается только работой на сцене: пришел, сделал спектакль и ушел. Мы все время вместе. Все они мои друзья, которых я очень люблю. И артисты в Софии — тоже мои друзья. Я не могу работать, ограничивая все только профессиональными взаимоотношениями. Если я не чувствую человека, то это пустой контакт, пустое общение. В то же время я всегда стараюсь быть открытым, достаточно откровенным, чтобы они тоже меня чувствовали, знали меня. Я не прячусь за своим статусом, за профессией. Это не всегда идет мне на пользу, потому что есть люди, которые могут воспользоваться слабыми местами. Но обычно я не работаю с такими людьми. Получается такой «естественный подбор». И так везде. Когда я работал в Израиле, мне казалось, что я сейчас приду и сделаю спектакль просто как режиссер, порепетирую два с половиной месяца и уйду. Потому что видел, что ничего не происходит, что у актеров другое мышление, другой темпоритм. Но не получилось держаться на расстоянии, в конце мы стали друзьями и расстались с надеждой, что встретимся опять. Может, я счастливчик, потому что встречаю таких замечательных людей, с которыми хочется продолжать работать.

Фестивали – это хорошая возможность для встречи с единомышленниками, обмена опытом, впечатлениями. Как вы к ним относитесь?

-Я вообще очень люблю ходить по фестивалям, встречаться с людьми. Это меня сильно заряжает. И надо проводить их чаще, потому что мы часто закрываемся в себе, залезаем в свою нору, привыкаем к собственному запаху. Начинается самолюбование. А тут приходишь, смотришь спектакль и начинаешь открывать интересные подходы, интересные решения, которые провоцируют воображение. Жалко, что в театре мы ограничены в средствах. Мы живем в мультинациональном мире, где границы перестают иметь значение и люди должны встречаться, общаться, должны быть космополитами. И такие фестивали — часть этой программы. Если говорить конкретно о «Радуге», то я второй раз на этом фестивале. В первый раз мы приезжали несколько лет назад со спектаклем, «Король Олень» другого режиссера театра Ивана Вазова. И с того момента у меня остались очень приятные ощущения и чувства. Здесь царит необыкновенная позитивная атмосфера, происходит что-то изумительное. Молодые люди, работники театра, которые нас встречают, провожают, делают все с любовью и дают чувство спокойствия и необходимости. Чувствуешь, что ты необходим на этом фестивале. И это здорово! Когда нас пригласили на фестиваль несколько месяцев назад, я не задумываясь, почти автоматически сказал: «Да. Мне там нравится».

Многие режиссеры и актеры говорят, что для них театр – это жизнь. А что для вас театр?

-Что ни скажешь — все будет как-то пафосно. Может, это действие, которое приносит мне удовольствие. Часто я даже говорю себе, какие мы на самом деле счастливые люди, независимо от того сколько мы мучаемся в процессе работы, как нас мучают артисты, как ненавидит и старается как-то унизить критика. Все эти страдания вдруг забываешь, когда входишь в театр, встречаешь своих друзей и занимаешься тем делом, которое любишь. Это такое счастье: раюотать и жить на те деньги, которые зарабатываешь своим любимым занятием.

Вы работаете не только как театральный режиссер, но и как режиссер кино. Ваша картина «Изгнанники», представленная на кинофестивале в Севастополе в 2009 году была принята с восторгом. Какое место занимает в вашей творческой жизни кино?

-Я очень люблю снимать. Даже в какой-то момент думал совсем завязать с театром и начать снимать кино. Но, предварительный процесс в кино: написание сценария, третьего его варианта, четвертого, общение с продюсерами, накопление средств, весь этот механизм для меня очень мучителен. Иногда проходит несколько лет прежде чем доходишь до момента, когда можно сказать «Мотор!». И я просто не могу это вытерпеть, заниматься этим 3,4,5 лет, отдать все этому проекту. Хорошо если получается работая в театре, параллельно подготовить и кинопроект, но сейчас и в Болгарии очень сложно с кино. У меня есть друзья, молодые режиссеры, которые закончили институт лет 10 назад, и только спустя 10-15 лет смогли дебютировать. Это же нонсенс! Как сделать хороший фильм, если твой дебют состоялся в 38 лет?!

Какие у Вас творческие планы на будущее?

— Есть много проектов, которыми надо заняться. Сейчас начинаю репетиции в Бухаресте, потом буду ставить спектакль в Солониках, осенью начну работать в Комиссаржевке. Есть и другие идеи: надо ехать за океан. Конечно, бывают проблемы… Все-таки я не научился быть профессионалом. Бывает, берешь 10 названий, делаешь одно, потом другое, составляешь список и работаешь. Я не могу сказать что-то новое, пока материал и драматургия внутренне меня не коснулись. Если я не могу выразить себя через тексты, я просто не начинаю работу.