Лучшие пьесы конкурса «К новому Островскому»
Одним из главных событий XXIV Международного театрального фестиваля ТЮЗа им.
А.А. Брянцева стал объявленный впервые конкурс драматургии «К новому Островскому»,
посвященный 200-летию со дня рождения классика русской драматургии и Году русского
языка.
На конкурс было прислано 150 пьес из всех уголков России. Как мы уже сообщали,
команда экспертов выбрала и представила на суд авторитетного жюри десять лучших
текстов. Жюри под председательством народного артиста России Сергея Паршина
приняло решение признать лауреатом конкурса Ярославу Пулинович с пьесой
«Новогодние приключения Гены и Уйбаана».
По традиции драматургических конкурсов мы публикуем краткие сведения об авторах и
тексты лучших пьес – в тех случаях, когда было получено согласие автора.
ЛАУРЕАТ КОНКУРСА «К НОВОМУ ОСТРОВСКОМУ»
Пулинович Ярослава. Новогодние приключения Гены и Уйбаана. 16+ (ЧИТАТЬ ПЬЕСУ)
Под Новый год московский артист Гена и якутский парень Уйбаан идут зарабатывать
деньги для семьи. Гена – в роли Деда Мороза, Уйбаан – в роли Снегурочки. Современная
сказка, написанная легко, с юмором, иронией, при этом с прекрасным знанием
современных реалий.
Ярослава Пулинович – молодой драматург с мировым именем, одна из самых ярких
представительниц «новой драмы». Ученица Николая Коляды в Екатеринбургском
театральном институте. Сейчас ее пьесы идут в Англии, США, Польше, Эстонии, Украине
и во многих театрах России – в Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Омске, Красноярске и
других городах. Лауреат премий «Голос поколения», «Дебют», «Евразия», «Новая пьеса»
(в рамках «Золотой маски»), «Арлекин», «Текстура», «Долг. Честь. Достоинство» и
других. По версии газеты «Moscow times» пьеса «Наташина мечта» входит в десятку
лучших русских пьес начала ХХI-го века. В 2020 году слоганом конкурса драматургов
«Действующие лица» стала строчка: «Хочу как Пулинович».
СПИСОК ЛУЧШИХ ПЬЕС КОНКУРСА ПО МНЕНИЮ ЭКСПЕРТОВ
Антонова Катерина. Марсианин 16+ (ЧИТАТЬ ПЬЕСУ)
Современная притча. Под крышей автобусной остановки дождливой ночью встречаются
набожный маргинал, гастарбайтер и двое подростков. В ограниченном пространстве
начинаются поиски правды, справедливости и своего места в мире.
Пьеса участвовала на фестивале в читках/эскизах лаборатории «Молодежь. Театр. LAB. –
Палитра -23».
Катерина Антонова — победитель и лауреат множества международных и всероссийских
драматургических конкурсов («Действующие лица», «Любимовка», «Евразия» и т.д.).
Спектакли по пьесам были поставлены в театрах России: театр «Суббота» (г. Санкт-
Петербург), Новый молодежный театр (г. Нижний Тагил), ЦСД «Как бы театр» (г.
Курган), ЦСД «Чёткий театр» (г. Тюмень), Национальный драматический театр им. Б.
Басангова (г. Элиста, респ. Калмыкия), Камерный театр (г. Екатеринбург, в рамках
фестиваля СВОЙ-2022), Серовский театр драмы им. А.П. Чехова. Живет в г. Серове.
Бочаров Дмитрий. Человек, проживший очень чистую жизнь. 16+ (ЧИТАТЬ ПЬЕСУ)
Герой пьесы – гениальный скульптор Исаак Иткинд, в чьей судьбе, словно в зеркале,
отразилась вся непростая история нашей страны.
Бочаров Дмитрий Сергеевич (Дмитрий С. Бочаров) — концертмейстер группы альтов в
оркестре Малого театра России. Член Союза писателей России (МГО), член
Национальной Ассоциации драматургов России, Гильдии Драматургов России.
Фотохудожник, член Международного художественного Фонда. Человеку, 29 лет
проработавшему в «Доме Островского», сам Бог велел участвовать в конкурсе «К новому
Островскому»!
Гейжан Анна. Станция Москва 16+ (ЧИТАТЬ ПЬЕСУ)
Современная пьеса абсурда. Герой-москвич едет домой из отпуска и по ошибке приезжает
в деревню под названием Москва. Там все, как в настоящей Москве — Тверская, Красная
площадь, Кремль, Садовое кольцо и МКАД, но деревенского масштаба, привычки и гонор
тоже московские. Узнаются чеховские мотивы.
Анна Гейжан — сценарист, драматург. Окончила магистратуру ВГИК по специальности
«Драматургия». Участник семинаров и лабораторий драматургии. С 2015 года член Союза
Писателей Москвы. Автор пьес для театра, сценариев для игрового и анимационного
кино, с 2017 г. ассистент семинара «Драматургия театра» для молодых писателей,
проводимого Союзом писателей Москвы. Ридер драматургических конкурсов:
«Действующие лица», «Цех драматургов» и т.п. Пьесы входили в лонг и шорт-листы,
были победителями конкурсов («Любимовка», «Ремарка», «Литодрама» и др.), ставились
в театрах Москвы, в том числе в рамках Детского Weekend’а фестиваля «Золотая маска».
Гилева Антонина. Нормальная такая жизнь. 16+
Трагикомедия. Накануне Нового года пенсионер Петрович приходит вечером в МФЦ и
требует зарегистрировать договор дарения его квартиры на его же кота Марти. Ситуация
абсурдна, но и узнаваема. Характеры, язык, коллизии — все знакомо и точно.
Гилева Антонина Николаевна — юрист, журналист. Обладатель литературных и
киносценарных премий. Выпускник Высших курсов сценаристов и режиссёров им. Г. Н
Данелии (мастерская режиссуры игрового кино А. Б. Мурадова-А. М. Добровольского и
мастерская драматургии кино и телефильма О. А. Агишева-Э. М. Ишмухамедова).
Сотрудники театров, заинтересовавшиеся пьесой, могут обратиться в литчасть ТЮЗа по
тел. 712 40 33.
Зайцев Владимир. У Олега БМВ. 16+ (ЧИТАТЬ ПЬЕСУ)
Комедия, возможно, трагифарс. Пьеса взросления и поиска своего места в жизни.
Хороший язык, отлично воспроизведенная современная атмосфера и современное
сознание.
Зайцев Владимир Николаевич – драматург, лауреат VIII Биеннале современной
драматургии «Свободный театр» (2-й приз за пьесу «Пряничный инвалид», 2016). Живет в
Оренбурге и Москве.
О себе сообщает: «Владимир Зайцев, написав на спор первую пьесу «Очень бешеным
зомби простреливают мозг», вскоре уволился с работы и поехал в Красноярский край, где
занимался продажей сотовых телефонов и прочих приблуд. Написал вторую пьесу «Все
оттенки голубого». Потом поехал в славный город Смоленск, где сперва был
разнорабочим, а позже устроился монтажником в бригаду, занимающуюся установкой
камер видеонаблюдения. Написал третью пьесу и снова уехал. Сейчас завис на границе
между Европой и Азией, где непрерывно рефлексирует в поисках вселенского Дао …»
Мадунц Александра. Надежда. 16+ (ЧИТАТЬ ПЬЕСУ)
Говорящее и метафоричное название — оно же имя главной героини, девушки-курьера,
которая оказывается … ангелом. При этом — история про нашу жизнь, живые диалоги,
узнаваемые обстоятельства.
Александра Игоревна Мадунц — известная российская писательница, автор ряда романов и
повестей, жанры: детектив, иронический / юмористический детектив, фэнтези. Окончила
математико-механический факультет ЛГУ / СПбГУ, кандидат физико-математических
наук. Преподаёт математику в Политехническом университете: доцент кафедры высшей
математики, автор ряда книг/ учебных пособий по математике. Живет в Петербурге.
О себе: «У меня опубликовано больше двадцати книг (как под собственной фамилией, так
и под псевдонимами). Но сейчас театр с его живым общением особенно важен, и
сочинилась пьеса».
Тимофеева Екатерина. Я – Федра 18+ (ЧИТАТЬ ПЬЕСУ)
Монопьеса. Монолог актрисы, повторившей участь Федры – любовь к юному пасынку.
Эмоциональное высказывание о театре, об актерской судьбе и о любви. Классические
аллюзии.
Екатерина Тимофеева — драматург, педагог, театральный критик. Студентка Высшей
школы сценических искусств, курс «Театроведение и драматургия». Финалистка многих
драматургических конкурсов («Любимовка», «Ремарка», «Евразия», «Баденвайлер»,
«Действующие лица», «Исходное событие»), активная участница театральных
лабораторий и резиденций. Была драматургом-куратором на документальных театральных
лабораториях Марфы Горвиц, проходящих в рамках фестиваля «Территория. kids» и
«Детского Weekend’а» — внеконкурсной программы «Золотой маски». Спектакли по
текстам Екатерины Тимофеевой идут в Москве, Казани, Кургане, Самаре, Перми и в
других городах России. В 2022 г. с пьесой «Полина ищет па» участвовала в фестивале
«БАРТО» ТЮЗа им. Брянцева. В 2023 г. пьеса «Я – Федра» участвовала в эскизах
лаборатории «Молодежь. Театр. LAB. – Палитра -23».
Тихомирова Екатерина. Одуванчик. 16+ (ЧИТАТЬ ПЬЕСУ)
Психологическая драма. «Одуванчик» — история о судьбе подростка, изложенная в
форме псевдовербатима. Это пьеса об утрате, о чувстве вины, о попытке отпустить
ситуацию, ну, и о любви, конечно.
Екатерина Тихомирова – драматург (Театральный институт им. Б. Щукина), филолог.
Участница литературной студии Юрия Полякова (секция поэзии, мастера – С.
Мнацаканян и Л. Красавина, 2017).
Участник Всероссийского семинара-совещания молодых писателей «Мы выросли в
России» (секция поэзии, 2020, 2021; секция драматургии, 2021). Победитель творческой
лаборатории-семинара «Поколение-21» (пьеса «Одуванчик», 2021). Участник мастер-
классов, семинаров, мастерских по драматургии. Шорт-лист 34-го Международного
конкурса современной драматургии «Время драмы, 2022, осень» в номинации «Пьеса»
(пьеса «Деда Мороза не существует»). Читка пьесы «Формула движения с постоянным
ускорением» на лаборатории «Рупор Камбербэтча» (2022, режиссёр – Зарина Мусаева).
Лонг-лист Всероссийского конкурса современной драматургии для детей и подростков
«Молодые люди» (пьеса «Формула движения с постоянным ускорением», 2022).
Тюжин Саш. Один билет до Марса 16+ (ЧИТАТЬ ПЬЕСУ)
Отлично написанная драма взросления. Подросток, потерявший отца, пишет
фантастический роман о том, как спасает отца-космонавта на Марсе. А на Земле парня
настигают семейные, психологические проблемы.
Александр Викторович Тюжин родился в 1985 году в Оренбурге. Закончил сценарно-
киноведческий факультет ВГИК им. С.А. Герасимова (мастерская А.Э. Бородянского).
Сценарист, драматург, прозаик. Член союза писателей Москвы. Публиковался в журналах
«Нева», «Современная драматургия», «День и ночь» и др.
Об остальном читайте в персоналии Владимира Зайцева (псевдоним А. Тюжина).
ПОЛОЖЕНИЕ О ПРЕМИИ «К НОВОМУ ОСТРОВСКОМУ»
в рамках XXIV Международного театрального фестиваля Театра юных зрителей им. А.А. Брянцева Апрель-май 2023 г.
ПРЕДПОСЫЛКИ:
В 2023 году по всей России широко отмечается 200-летие со дня рождения классика русской драматургии Александра Николаевича Островского. К этой знаковой дате, а также в связи с объявленным на территории СНГ 2023-го года Годом русского языка, в целях поддержки современных драматургов, Фестиваль инициирует драматургическую Премию «К новому Островскому».
Автор идеи, директор Санкт-Петербургского Театра юных зрителей Светлана Лаврецова, отметила важность государственной поддержки современных постановок пьес Островского, поддержки молодых драматургов, среди которых, возможно, растет автор уровня Островского. И объявила о разработке ТЮЗом нового проекта – конкурса для драматургов «К новому Островскому».
Драматурги сейчас зачастую пишут для театра абстрактные, условные, умозрительные тексты, из которых рождаются спектакли-эксперименты, лабораторные постановки для камерных пространств. Но вспомним А.Н. Островского – он писал так, что по его пьесам мы можем представить эпоху во всех ее деталях – исторических, бытовых, социальных, ментальных, духовных. Мы ясно видим в его пьесах героев того времени и понимаем, как они жили, что их волновало и что для них было главным в жизни. Оргкомитет фестиваля хочет сегодня найти такого автора, который бы отражал в своем творчестве наше время так же, как свое время отразил А.Н. Островский. И поэтому такому автору – новому Островскому – оргкомитет вручит денежную награду. Для определения победителя сформировано профессиональное жюри, которое по итогу прочтения десяти текстов выбирает лучшего автора.
Тема конкурса: «Пьесы жизни»
Пьесы Островского всегда отличал увлекательный сюжет, внятно рассказанная история. Его драматургия была классической, традиционной и вместе с тем новаторской, то есть, опираясь на лучшие традиции русской сцены, он мастерски сопрягал их с глубоким пониманием явлений нового времени.
А.Н. Островский был истинно русским автором, создателем национально укорененных, ярких, многогранных характеров и типов, отличавшихся колоритной сочностью речи.
Авторы, претендующие на получение Премии, должны продемонстрировать подобный творческий поиск: представить интересные современные «пьесы жизни», опирающиеся на знание национального характера с его духовно-нравственными устоями, стремлениями, мечтами.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ:
Прием заявок, отбор лучших пьес, объявление и награждение победителя проходит в рамках подготовки и проведения XXIV Международного театрального фестиваля
Театра юных зрителей им. А.А. Брянцева (далее – Фестиваль).
1 апреля. Объявление приема заявок с пьесами от драматургов. Сбор заявок – до 20 апреля.
Требования к присылаемым пьесам:
-пьеса должна быть написана автором в срок с 2020 по 2023 год;
-на конкурс принимается не более трех пьес от одного автора;
-пьеса, присланная на конкурс, не должна быть уже поставлена или находиться в процессе постановки на сцене профессионального театра;
-возрастной адрес пьесы: 16+
1 – 29 апреля. Работа отборщиков:
-Чтение пьес и отбор десяти лучших текстов, которые составят лонг-лист конкурса «К новому Островскому».
-выбор из них четырех пьес, наиболее подходящих для создания режиссерских эскизов/читок в программе лаборатории «Молодежь. Театр. LAB. – Палитра-2023» в рамках внутренней программы Фестиваля.
30 апреля Объявление списка десяти пьес как лучших.
Примечание: иногородние авторы пьес, выбранных для лаборатории, приглашаются на весь срок Фестиваля с 24 мая по 01 июня 2023 г.
1-15 мая. Работа членов жюри:
Чтение отобранных пьес, выбор среди них обладателя Премии «К новому Островскому».
Примечание: приглашение авторов лучших пьес гостями на Фестиваль.
УЧАСТНИКИ:
Отборщики:
Задача: прочтение всех пьес, поступающих на конкурс. Финальное заседание в театре 30 апреля для определения 10 лучших пьес.
Отборщики — три специалиста в области драматургии и филологии:
- Татьяна Коростелева, театровед
- Сергей Козлов, театральный критик, филолог, арт-директор Новгородского театра драмы
- Мария Кингисепп, театровед, журналист
Жюри:
Задача: прочтение всех выбранных пьес, участие в финальном заседании и голосовании по выбору победителя Премии «К новому Островскому». По желанию – участие в обсуждении режиссерских эскизов. Выбор пьесы-победителя не зависит от выбора пьес для эскизов/читок.
Члены жюри – пять человек, представители разных театральных профессий:
- Сергей Паршин, народный артист РФ, председатель СПб отделения Союза театральных деятелей – председатель жюри
- Сусанна Цирюк, главный режиссер Театра юных зрителей, лауреат премии «Золотая маска»
- Александр Вислов, театровед, театральный критик
- Николай Буров, народный артист РФ
- Елена Алексеева, театровед, журналист, издатель
Объявление победителя Премии «К новому Островскому» состоится в день открытия Фестиваля 24 мая в 19 часов.
Сформирована десятка лучших пьес Премии «К новому Островскому»
В 2023 году по всей России широко отмечается 200-летие со дня рождения классика русской драматургии Александра Николаевича Островского. К этой знаковой дате, а также в связи с объявленным Годом русского языка, в целях поддержки современных драматургов, XXIV Международный театральный фестиваль Театра юных зрителей им. А.А. Брянцева инициировал драматургическую Премию «К новому Островскому».
Все мы понимаем значение творчества Островского для русского и мирового театра. Он был и создателем новой реалистической драмы, и автором истинно русского репертуара, творцом жизненно укорененных, многогранных характеров. По мнению писателя, театроведа Татьяны Москвиной, он населил русскую сцену толпой живых лиц: «Вот такой любви к обыкновенным людям в русской литературе и не было. Вглядываясь в смех и горе русской жизни, Островский искал крупицы духовной красоты».
Пьесы Островского всегда отличал увлекательный сюжет, внятно рассказанная история. Его драматургия была классической, традиционной и вместе с тем новаторской, то есть, опираясь на лучшие традиции русской сцены, он мастерски сопрягал их с глубоким пониманием явлений нового времени.
ТЮЗ им. Брянцева всегда стремился к поиску новых современных авторов, чьи имена в будущем могут стать определяющими для российской драматургии. Объявляя конкурс на Премию «К новому Островскому» театр верит, что среди молодых драматургов вызревает тот, кто подобно Островскому, станет зеркалом нового времени – с таким же пониманием, вниманием и сочувствием к современнику, который в этом зеркале отразится.
На конкурс было прислано 150 пьес. Команда экспертов в составе: Татьяна Коростелева, театровед, журналист; Сергей Козлов, арт-директор Новгородского театра драмы, театровед, филолог; Мария Кингисепп, театровед, журналист — выбрала из них десять лучших текстов.
Десять лучших пьес Премии «К новому Островскому»
Катерина Антонова « Марсианин»
Дмитрий Бочаров «Человек, проживший очень чистую жизнь»
Анна Гейжан « Станция Москва»
Антонина Гилева « Нормальная такая жизнь»
Владимир Зайцев «У Олега БМВ»
Александра Мадунц «Надежда»
Ярослава Пулинович «Новогодние приключения Гены и Уйбаана»
Екатерина Тимофеева « Я – Федра»
Елизавета Тихомирова «Одуванчик»
Саш Тюжин «Один билет до Марса»
Список представлен жюри Премии, которое выбирает победителя.
Состав жюри
Сергей Паршин, народный артист РФ, председатель СПб отделения Союза театральных деятелей – председатель жюри
Сусанна Цирюк, главный режиссер Театра юных зрителей, лауреат премии «Золотая маска»
Александр Вислов, театровед, театральный критик
Николай Буров, народный артист РФ
Елена Алексеева, театровед, журналист, издатель.